Манежное лошадиное чтение

Александр Невзоров: "Фильм является экранизацией
известной цитаты Эйнштейна: "Разум, единожды раздвинувший свои
границы, никогда не вернется в границы прежние". Это фильм о
возможностях человеческого интеллекта, благодаря которому стало
понятно, что он, интеллект, не является нашим эксклюзивным
достоянием. Разум – это достояние многих млекопитающих. И если у
кого-то еще остаются на сей счет иллюзии, им все равно придется
перекраивать взгляд на мир".
Автор утверждает: хотя класс приматов уступает остальному животному
миру во всем: в скорости, в жесткости, в реакции, в способности к
охоте, – он очень ревниво относится к вопросам разума. Люди считают
разум своей прерогативой и поэтому, как правило, очень болезненно
реагируют на то, что разум, например, демонстрируют млекопитающие.
Разоблачению этого мифа автор посвящает свой фильм.
Манежное лошадиное чтение – перевод латинского названия Lectio
Equaria Palaestra, сокращенно – L.E.P. Эта удивительная методика,
которая утверждает: любую лошадь можно научить понимать слова и
алфавит и, как следствие, читать. Но это на поверхности. А
подлинный смысл в том, что в этой манежной практике не лошадь
показывает интеллект, а человек пытается доказать лошади, что он
является разумным существом.
Александр Невзоров: "Когда лошадь в первый раз
сталкивается с человеком, то имеет в его лице другое животное,
которое, с точки зрения лошади, абсолютно не разумно, а именно:
лезет через межвидовой барьер, издает звуки, для лошади настолько
же дикие, насколько для вас дикими могут показаться крики
гиппопотама. Информации у лошади от человеческого голоса, поверьте,
не больше. Ну и плюс это малоадекватное животное под названием
человек все время заставляет лошадь совершать какие-то странные
действия, а то и вовсе, прибегает к силовому, воздействию. Практика
Манежного Чтения существует для того, чтобы человек мог показать
лошади, что он разумен".
Что будет с человеком, если его не учить ни чтению, ни разговору –
вообще никаким "человеческим" навыкам? Почему, глядя на некоторые
поступки людей, мы вспоминаем про животных? Как будет изъясняться
человек, лишенный языка и рук? Через какие испытания приходилось
проходить ученым в средние века, чтобы продолжать свои исследования
сути человека и его мозга? На эти и другие вопросы ответит новый
фильм Александра Невзорова "Манежное лошадиное чтение".
Некоторые цифры и факты о фильме
· Работа над проектом продолжалась год. Фильм сделан на стыке
документального и игрового кино. Для доказательного изложения своих
идей автор использует наглядные истории из прошлого, смело
передвигаясь во времени.
· Подлинный реквизит обеспечивает подлинность картинки. Этот
постулат стал основополагающим при создании картины. Поэтому почти
весь реквизит в фильме подлинный. Эти игровые атрибуты собирались
автором по частным коллекциям и музеям. Например, в сцене с
тамплиером в руках короля Португалии реальный готический серебряный
кубок XIV века. Подлинные книги, подлинные шпаги… Даже скелет
оказывается родом из XV столетия.
· В фильме зрители увидят подлинные уроки Манежного Чтения, которые
проводятся в Школе Александра Невзорова. Они не снимались
специально для фильма, это рабочие материалы в Школе. В роли
ученика зрители увидят коня по имени Каоги, или Као, как называет
его Невзоров. Каоги попал к автору в 3,5 года, сейчас ему 9. У него
большой словарный запас. И хотя он не умеет склонять и спрягать, он
может вести диалог на самые разные темы. Правда, не многие поймут
его речь – Каоги, как и другие ученики в Школе, говорит
по-латыни.
· Специально для фильма было сшито более 100 нарядов разных
исторических эпох. Костюмы, которые хранятся в закромах Ленфильма,
по большей части, не устроили автора.