Мамин рассказ о начале войны
turova_varvara — 22.06.2021
21 июня 1941 года в школе был выпускной вечер, гуляли до поздней ночи. А утром, 22-го, разбудила мама и сказала, что началась война с немцами.
У меня, как закончившей школу с отличием, было право поступать в любой институт без экзаменов. Давно уже был выбран медицинский, в Сталино (сейчас Донецк). Отослала туда документы, вскоре пришел вызов.

Ехать не хотела, так как война уже шла вовсю, но мама сказала: «Поезжай. Сталин Донбасс немцам не отдаст». Только приехала в Донецк, как железнодорожный вокзал разбомбили. В институте посылали на рытье окопов, а меня из-за больной ноги освободили. Приехала на вокзал, а обратный билет взять не могу — к кассам не подступишься, билеты — только военным. Сижу и плачу. Подошел морячок и спросил, в чем дело. Взял у меня деньги, купил билет и пoсадил-впихнул в поезд. Приехала домой, а мама у соседей, плачет — мол, дочку под бомбы отправила. Увидела меня, обрадовалась очень.
Вскоре объявили эвакуацию. Разрешили взять с собой минимум вещей. Всю ночь накануне укладывались, жалко было бросать нажитое. Но когда утром в назначеное время пришли на вокзал, оказалось, что эшелоны давно отправили: начальство погрузило свою мебель и уехало. Было обидно и страшно оставаться, но ничего не поделаешь.
Пришли немцы. Комсорг класса Зойка Немцова сдала список комсомольцев в гестапо. С тех пор обязали регулярно приходить на отметку. Паспорта отобрали. Однажды зимой послали расчищать от снега железнодорожные пути. Работали вместе с подругой Аней Меренковой. Воспользовались, что за нами не наблюдают, и сбежали. Румыны из охраны стреляли вслед.
Молодость бесстрашна: племянник Костя нашел и притащил домой парашют, хотя в расклеенных по городу объявлениях грозили за это расстрелом. После войны я с удовольствием носила кофточку из прочного парашютного шелка.
Когда немцев ненадолго выгнали из города, мы с подругой Аней пошли к нашим военным проситься на работу с тем, чтобы при отступлении уйти с войсками. Но нас заверили, что отступления не предполагается, а рабочие руки нужны и в тылу...
Ни одной фотографии военного времени, конечно нет. Каким-то чудом сохранились продовольственные карточки января 1945 года.
Маминой мечте стать врачом не суждено было осуществиться. Закончив после войны Одесский мединститут, врачом стал любимый мамин племянник Костя. На послевоенном фото мама — не врач, но инженер-механик, в кофточке из парашютного шёлка — того самого, найденного Костей. А стоит она на балконе дома номер 8 в переулке Боша города Краматорска Донецкой (Сталинской) области. Это сюда пришло извещение о начале занятий в мединституте, в этом доме были прожиты все военные годы.
В этом году маме исполнилось бы сто лет. Четыре года, как её не стало. Помню, люблю, очень скучаю.
|
|
</> |
Банкротство физлиц: когда помощь юриста критична
Светлое и темное
Во время вчерашней прогулки.
летним утром в Ботаническом саду Латвийского университета
Промокоды и скидки Ноябрь 2025
Итоги недели (5 самых популярных Песен Музыкальной лаборатории М.Ю.Макарова в
Умер Эрик Булатов — художник, который превратил слова в решётку, а небо — в
28 пунктов Трампа
Предметы военной одежды. Конструктивные изменения за годы войны и предложения

