Маленький театр
am1975 — 10.01.2022 Говорили с младшим сыном о роли наставников в нашей жизни. О том, что тому, кому довелось в детстве встретить увлеченного учителя/ тренера/ воспитателя, который успел передать детям свою страсть, очень повезло.А я вспомнила о московском детстве середины 80-х. Мы с подружкой Диной ходили в Театр Миниатюр. Был такой театральный кружок в обычном дворце Пионеров. Как и все кружки в СССР это ничего не стоило моим родителям. Нужно было только ходить.
Преподавателем был Анатолий Васильевич. Не очень ухоженный и как я сейчас уже понимаю слегка пьющий мужчина средних лет в помятом, всегда одном и том же коричневом костюме, уже лоснящемся на плечах. Внешности толком и не помню. Помню вислые усы и сильный запах сигарет, исходящий от него, когда он только приближался.
Как он любил свою профессию! Он ею жил. Скорее всего карьера его театральная не состоялась, и он все отдавал детям. Мы разбирали пьесы по главам, мы проигрывали этюды, мы ставили отдельные маленькие сценки и целые произведения. И это было настолько интересно, необычно и непохоже на все то, что было в школе, что мы бежали туда , в этот театр миниатюр в любую погоду и в любом состоянии.
Помню, как мы разыгрывали этюд «в чужой квартире».
- Вы должны зайти в квартиру вашего одноклассника , в которой никогда не были. Он сам не может, дал вам ключ. И вы должны зайти и найти на полке книгу. Он примерно описал расположение вещей в квартире, но ваша задача - найти искомое. Вперед», - поставил задачу Анатолий Васильевич.
Дети по одному заходили в воображаемую комнату ( а у нас была настоящая сцена - с занавесом, с паркетным полом, все как положено), шли наощупь, словно слепые касаясь невидимых стен, стукались о существующие в воображении столы и стулья. Один за другим. Все делали приблизительно одно и то же.
Анатолий Васильевич внимательно наблюдал за нами. Хвалил. А когда мы закончили, спросил, хотим ли мы узнать, как бы сделал он.
И показал. Вошел в комнату. Нащупал на воображаемой стене невидимый выключатель и включил свет… И дальше спокойно, уверенной походкой пошел по квартире. Мы обомлели.
Я эту сцену даже в одну из книг включила. Очень уж запомнилось.
Однажды мы играли «Кошкин дом». Моя подруга Дина была курицей, а я - петухом. Не сильно завидные роли, но Анатолий Васильевич заставлял нас выкладываться по полной, какой бы роль ни была.
С этим спектаклем мы ездили выступать по окрестным школам. И даже были в одном детском доме. Свой шок от вида бритых под машинку детей - и мальчиков, и девочек- в одинаковых байковых кофтах помню до сих пор. И то, с каким восторгом они смотрели на сцену, как горели глаза, как они завороженно изучали нас - детей из другой жизни. Из той жизни, которой у них никогда не было.
Анатолий Васильевич наблюдал за нами во время и после спектакля, а потом только одну фразу сказал. «Запомнили? Хорошо. Цените то, что имеете.»
Я запомнила.
Самым талантливым мальчиком в нашей труппе был мальчик Гриша. Анатолий Васильевич , совершенно не стесняясь, говорил, что Гришу ждет большое будущее. Так и получилось. Из Гриши вырос большой артист. Настоящий. Мы все им тогда восхищались и немного завидовали. По делу, надо сказать.
Еще там была девочка… пусть Маша.
Маша была из не очень богатой семьи. Годы были тяжелые и ситуация у нее в семье скорее всего была тоже непростая. Маша тоже была очень талантлива.
Помню Машу, почему-то в мальчуковой школьной форме, с сигаретой. Нам с Диной было лет по 12, ей чуть больше. Моя учительница математики Людмила Петровна Машу знала. Не помню, как разговор вышел на нее , но выяснилось, что раньше Людмила Петровна преподавала в Машиной школе. Скорее всего я рассказывала Маше о наших преподавателях и она узнала свою бывшую учительницу.
Когда я передала Людмиле Петровне привет от Маши , та только буркнула: «Сложная девочка.. Хорошо, если все хорошо закончится. Не уверена». Но Маша самозабвенно и увлеченно играла в театре, прекрасно знала не только свои роли, но и реплики партнеров. И вот недавно, спустя 30 с лишним лет, я узнала, что с ней все хорошо. А значит театр был не зря.
И вообще думаю, что все не зря.
Если из того детского кружка вырос как минимум один настоящий большой артист, как минимум один человек не сбился с пути и еще с десяток на всю жизнь влюбились в театр, значит все не зря.
|
</> |