Маленькие шаги


Правительство Нидерландов, уступая как безудержному давлению украинской дипломатии, так и призыву своего соотечественника в Еврокомиссии вице-президента Франса Тиммерманса "не делать подарков Москве" пошло на очень важный компромисс.
Изначально, напомним, после злосчастного консультативного референдума, а затем после Брексита, который вывел вперед в рейтингах местную "Партию свободы" Герта Виллерса, намеревалось вообще отозвать ратификацию. Навсегда. В 2005 году Нидерланды таким же образом похоронили проект Коституции ЕС, так что тут совсем не до шуток.
Это заблокировало бы действие договора и вообще заморозило бы работу ЗСТ с Нового Года, что бы не говорили наши комментаторы-оптимисты (специалисты по европейскому праву знают, о чем я говорю — есть такая статья основополагающего договора об "одобрении всеми или ничтожно").
Как вариант, нам предлагали такое — Гаага вновь подпишет договор, но либо с выводом рынка Голландии за его рамки (что крайне юридически проблематично), либо с пунктом, в котором значилось бы, что Украина НИКОГДА не станет членом ЕС (оскорбительный абсурд со всех точек зрения).
31 октября 2016 года правительство Королевства (находясь под серьезным внутренним и внешним давлением) заявило, что готово вновь ратифицировать Соглашение о политической ассоциации и зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли между ЕС и Украиной на трех условиях:
1) Оно не будет предполагать военного сотрудничества. ОК — это довольно формальный пункт, поскольку реальное военное сотрудничество между Украиной и странами ЕС проходит по линии Украина-НАТО, и Нидерландами как членом НАТО. Принимается.
2) Ратификация PA-DCFTA EU-UKRAINE не будет предполагать новой финансовой помощи ЕС нашей стране.
OK — на сегодня мы и на 70% не можем использовать даже многомиллиардные линии, которые были предоставлены ЕС и его институциональными банками в 2014—2016 годах. Та система, которая вообще сможет освоить эти деньги — только начала выстраиваться. Кроме того, украинская экономика начала сама генерировать рост. Наконец, чисто с меркантильной точки зрения Гаагу можно понять — весной выборы, а популярность ЕС в Голландии под сомнением, в особенности если речь идет о деньгах. Принимается.
3. Наконец, пункт, трактовку которого ни в коем случае нельзя отдать в руки противнику в информационной войне. Нидерланды смягчили свою позицию в отношении членства — Гаага требует, чтобы именно действующее Соглашение не рассматривалось в качестве "первого шага на пути к членству Украины в ЕС". Звучит, может, и не очень вежливо, но... оно ведь и не рассматривалось как таковое изначально! Равно как и «рабочие права» (их не так-то давно получили члены ЕС из расширения 6-летней давности - Румыния и Болгария, при этом они до сих пор без права выдачи Шенгенских виз).
Речь все эти годы шла об интеграции "с", а не "в". Так, например, заявку (это другой уровень и другой документ) на членство "в" (на присоединение "к") ЕС недавно подала Босния-и-Герцеговина. После — подчеркнем — ДЕСЯТИ (!) лет адаптации в рамках Соглашений о стабилизации и ассоциации на Балканах (2005). Причем, хотя экономическая часть и важна, но самое главное — институциональная перестройка страны. В Боснии-и-Герцеговине безработица выше 50% (зато это честно), а в Украине — выше 50% теневая экономика. Разница, надеюсь, понятна. Институциональная перестройка в нашей стране только началась, по сути, в этом году.
Так что я склонен считать эту пятисантиметровую уступку Гааги нам большой победой. Пусть даже и существуют некоторые нюансы, но все они касаются очень далекого будущего, а не настоящего или даже пятилетней перспективы. Мы подадим заявку, когда будем к этому готовы — а что будет к тому времени с самим ЕС сегодня не знает никто, это неизвестно даже самым большим энтузиастам дальнейшей интеграции вглубь и вширь.
Ведь впервые за 12 лет ЕС, несмотря на свою рекордную собственную нестабильность — решается полноценно интегрировать такую огромную экономику как даже нынешняя Украина (при этом маленьким Молдове и Грузии тоже никто перспективу членства не прописывал).
В Нидерландах еще могут порастягивать эту сделку между правительством, парламентом и МИД Нидерландов примерно до декабря — что само по себе свидетельствует об уступках со стороны Гааги, а не Киева. Поэтому теперь украинцам следует остыть и зафиксировать результат на занятой позиции. Потому что есть у нас некоторые персонажи, которые в самый неподходящий момент начинают говорить о том, что им лично квот не хватает.
Но вот это, сказанное 31 октября 2016 года — первый по-настоящему бесповоротный шаг Украины и Запада навстречу друг другу.
А козни Москвы и других наших недоброжелателей провалились, и Путин, говоря попроще, натурально "выкусил" на Хэллоуин, которого он так боится. Россия, конечно, попробует максимально изгадить нам эту победу, мобилизуя все свои кашляющие дымом, как «Адмирал Кузнецов», пропагандистские рупоры. Но — не поддавайтесь на эти старые уловки.
Украина в тяжелейших условиях и в самых неблагоприятных обстоятельствах всеобщего сопротивления все-таки добилась победы "по очкам".
И победы, без преувеличения, исторической.
Максим Михайленко
|
</> |