"Малефисента" и другие современные сказки
ru_kino — 10.07.2014 Посмотрела на днях новую «Спящую красавицу» - «Малефисенту». Сказка понравилась и мне, и племяшке шести лет. И… вызвала множество размышлений.Сейчас все более популярным становится этот жанр – «старая сказка на новый лад». Достаточно вспомнить невероятное количество версий «Белоснежки» («Белоснежка: Месть гномов», «Белоснежка и охотник», «Однажды в сказке», «Белоснежка и принц эльфов» и т.д.) и кэролловской «Алисы» («Алиса в Стране Чудес» Тима Бертона; стимпанковский канадский мини-сериал «Алиса» 2009 года; «Однажды в Стране Чудес» - ну и прочая…). Интересно, в каком ключе преломляются классические сюжеты, поскольку при всем многообразии и неоднородности постановок есть масса общих тенденций.
Общие тенденции
Например, все без исключения Алисы в современной интерпретации оказываются взрослыми. А Белоснежки – не только взрослыми (у братьев Гримм героине было восемь лет.«Классическая» героиня и «новые» злодеи
В «Малефисенте» меня слегка раздражала всю дорогу собственно принцесса Аврора с блаженной улыбкой клинической идиотки на лице. И только потом пришло осознание: а ведь, в принципе, как раз она осталась такой «классической» сказочной героиней – можно вспомнить и всех наших аленушек и настенек с тоненькими голосками, и всех без исключения диснеевских принцесс (стареньких, конечно – в новых 3D-мультфильмах постепенно, со скрипом, но все-таки тоже происходит трансформация героинь). Она ведь очень характерна – и эта вечная приклеенная улыбка, и кукольная красота, и даже жестикуляция с бесконечным помаванием руками и прижиманием оных рук к сердцу. И способность радоваться всему живому, и беседы со зверушками, и общее восторженное отношение к миру, и видение людей исключительно в черно-белых тонах.Да, оговорюсь, я на самом деле очень люблю и советские сказки, и классические диснеевские полнометражки – это классика жанра, это по-настоящему добрые сказки для детей. Просто дело именно в том, что сегодняшняя сказка, оказывается, очень сильно трансформировалась как жанр, и «классическая» героиня смотрится в нем уже слегка «блаженной», не особенно жизнеспособной. Примерно так, пожалуй, как смотрелась бы она… в реальной жизни. Сказка становится более «реалистичной» и «взрослой». Не потому, что из нее ушли чудеса и волшебство – это не так. Просто мир перестал делиться на «черное» и «белое», «героев» и «злодеев», у каждого появилась своя мотивация, предыстория. Сказка все ближе подходит к «взрослому» фэнтези, порой становясь неотличимой от него. Не исключаю, что это обусловлено финансовыми причинами – кинематографистам нужна по возможности более широкая аудитория. Хорошо это или плохо, судить не возьмусь.
Никто не рождается злодеем, никто не считает злодеем самого себя, у каждого есть «своя правда», и именно в его ситуации каждый его поступок объясним и оправдан. Очень яркий пример такой трансформации «сказочной реальности» - телесериал «Однажды в сказке», где постепенно разворачивается ретроспектива, объясняющая мотивацию каждого, и где в итоге любимцами большей части аудитории становятся как раз условные злодеи – а у условных героев, как выясняется, всегда найдутся в прошлом собственные грешки, делающие их уже не такими идеальными.
Конечно, так происходит не в каждой сказке и не с каждым героем-злодеем, я говорю лишь об общих тенденциях. И Малефисента – не первая такая «злодейка наизнанку». Стоит вспомнить хотя бы Шрека – злого огра с болот. У моей племянницы не менее любимым мультфильмом, чем пресловутые «Винкс», были «Ангелы и демоны», где силы условного добра и зла представлялись как две стороны одной медали, между которыми должно соблюдаться равновесие. Сейчас у Любовь Петровны новое увлечение – «Школа монстров». Что тут скажешь… у нее есть куклы «Монстр Хай», действительно красивые, и мебель у них в форме гробиков. Местами розовых. У меня был культурный шок, сестра задрала брови до небес и сказала – привыкнешь, я тоже сначала офонарела…
О недостатках «Малефисенты»
Сказка снята очень красиво. Впрочем, теперь это уже не новость и не самая выдающаяся особенность для высокобюджетной картины. Скажем, разрекламированный в свое время «Волшебник страны Оз» тоже был высокобюджетным и нереально красивым фильмом. Но… просмотр вызвал чувство неловкого недоумения. Сценарий был написан будто на коленке, с массой дыр и слабых мест, актеры играли слабо, периодически возникало ощущение, что всем им хочется спросить у режиссера – а че это мы все тут, а?«Малефисента», в отличие от упомянутой картины, сделана на совесть. Конечно, недостатки есть. К примеру, сценаристам все же стоило бы дать героине при рождении другое имя и лишь потом приклеивать ярлык – в качестве прозвища или «королевского» имени. Должно быть, латынь в программу их обучения не входила (Малефисента – от латинского malefica – «вредоносная», «злая», ну никак это имя не идет милой фее-хранительнице волшебных болот, так назвать ее могли только люди!).
Кроме того, имхо, сценаристы слишком уж сосредоточились на трансформации главной героини – и совершенно осталось непонятно, как же именно ее возлюбленный Стефан из милого и доброго влюбленного мальчика превратился в этакую пакость. Его трансформация, да еще настолько кардинальная, осталась полностью за кадром.
Непонятным остался момент с крыльями Малефисенты. Они у нее съемные или как? Как можно не заметить и проспать, когда от тебя отрезают конечности? Ведь это не волосы все же. И уже тем более загадка – как остаются живыми и способными к регенерации отрезанные крылья. Их магию бы стоило объяснить.
Есть и другие мелочи – к примеру, загадкой для меня, непонятливой, осталось, с какой-такой целью девочка Аврора, проинформированная о своем проклятии, решила-таки самоубиться? Ведь она там не случайно укололась, а прямо-таки вдавила палец в это веретено, пока кровища не хлынула.
Потом, девочку Аврору увозили вроде как в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов. Чтобы спрятать. То есть болота, лес, все дела. А она, как только в голову взбрело, моментально пешком добежала до столицы и была во дворце в тот же день. Кстати, принц, ехавший на лошади, то же самое расстояние преодолевал несколько дней, да так и не преодолел, пока его куда надо не оттащили. Принц – дебил на хромой лошади или он просто карту дома забыл?
…и о фильме
Впрочем, некоторые недостатки общего впечатления от просмотра картины не портят. Кстати, в детском сознании эти недостатки и не воспринимаются как таковые – сужу по своей племяннице. Она четко объяснила мне: «Потому что крылья – они же волшебные!». Те объяснения, которых не хватило мне, ее воображение попросту дорисовало.Анджелина Джоли сыграла великолепно – собственно, ей всегда к лицу были драматические роли. В ее трагедию веришь, ее боль видишь. Момент, когда Малефисента осознает, что тот, кого она любила и кому доверяла, предал ее, воспользовался ее доверием и лишил крыльев, - бесконечно драматичен, до жестокости. Впрочем, современные киносказочники вообще достаточно жестоки к зрителю – в этот момент я вспомнила, как нарнийская Белая Колдунья остригала Аслана перед казнью.
Из актеров второго плана стоит отметить троицу фей – и в первую очередь, конечно, очаровательную Имельду Стонтон, очень харАктерную и яркую (а я не сразу и признала Долорес Амбридж из «Гарри Поттера»!).
Мужские персонажи в большинстве своем довольно невнятны, несколько выделяется разве что «очеловеченный» ворон Диамаль. Впрочем, большинство второплановых актеров едва заметны за мощной харизмой Джоли.
Отдельный респект создателям сценария – за «поцелуй истинной любви». Давно лелею для одного из своих сюжетов идею – ведь столь воспетым в сказках «поцелуем любви» вполне может оказаться не поцелуй влюбленной пары. Истинная любовь – это и детско-родительские чувства, и братско-сестринские… Поначалу я даже злилась, обнаружив, что не первая: этот «неожиданный» прием использовался в сериале «Однажды в сказке», затем в мультфильме «Холодное сердце»… В конечном счете я поняла, что это, очевидно, тоже тенденция – идея носится в воздухе…
Самое главное, что удалось сохранить создателям фильма, - это сам дух, ощущение сказки, волшебства, ожидания чуда. Это то, ради чего стоит смотреть «Малефисенту» и за что ей можно простить сколько угодно огрехов. Детям, родителям, любителям сказок и фэнтези – рекомендую искренне к просмотру. Жалеть не придется.
|
</> |