Мальбру в поход собрался - 14
qebedo — 13.05.2023 Белый конь, белое пальто и черный джентльменНа почве угрозы новой войны Вильям III наконец-то сдружился с Мальборо — на 51-м году жизни их обоих (они же были ровесниками, да). Король сильно тОпил за подготовку к войне и смог титанический труд — за год с 1700 по 1701 убедил Палату общин в том, что «враг у ворот», и «надо что-то делать, что-то делать надо». Даже тори в Англии и торгаши в Нидерландах, вечные оппозиционеры Вильяма (и Виллема), встали на его сторону. 31 мая 1701 года граф Мальборо был назначен главнокомандующим английскими войсками в Республике Соединенных Провинций (10 000 человек, спешно отправляемых со всех концов трех стран — Англии, Шотландии и Ирландии), а 28 июня был назначен еще и полномочным министром (так называли посла с правом заключать договоры между странами) в этой же стране — то есть, стал самым главным британским чиновником среди голландцев. 1 июля король и его генерал прибыли в Голландию — выстраивать очередной Великий союз… Можно считать, что впервые в жизни Джон Черчилль получил белого коня и белое пальто.
Европа в 1700 году (кликабельна)
И уже 7 сентября 1701 года в Гааге 2-й Великий альянс (1-м считали тот, который воевал против Франции в Войну Аугсбургской лиги) был готов (договор от имени Вильяма III подписан графом Мальборо единолично, как полномочным министром) — Священная Римская империя, королевства Англия, Шотландия и Ирландия, Республика Соединенных Провинций. Позже к союзу присоединились Пруссия, курфюршество Ханновер (герцогство Брауншвайг-Люнебург — отечество принцессы Софии и ее сына Георга — см. предыдущую серию), королевства Дания и Норвегия, герцогство Савойя и княжество Пьемонт (с 1703 года), королевство Португалия (с 1703 года). Луи XIV удалось в то же самое время перетянуть на сторону Франции и Испании (и контролируемых ею королевств Наварра, Неаполитанского, Сицилийского и герцогства Миланского) герцогство Мантуанское, курфюршество Баварию, архиепископство Кёльнское (до 1702 года), епископство Льежское (до 1702), королевство Португалию (до 1703 года) и герцогство Савойю и княжество Пьемонт (до 1703 года). Также в самое разное время на стороне Альянса выступали вооруженные кастильские и арагонские коллаборационисты, а на стороне Франции — куруцы (венгерские повстанцы) и джакобайты. Сам конфликт получил название Война за испанское наследство.
С графом Мальборо в Нидерланды приехали два человека, ставшие его ближайшими помощниками и соратниками, правою и левою рукою. Вильям Кадоган был сыном дублинского йуризда из протестантов, перебравшихся в Ирландию из Уэльса, и служил майором в Иннискиллингском драгунском полку. Черчилль познакомился с ним во время осады Корка (см. предыдущие серии) — и запомнил человека, которому суждено стать «мозгом Мальборо». Граф специально вытребовал его из Ирландии и назначил генерал-квартирмейстером, высшим штабным офицером, ответственным за расстановку войск для сражения и передвижения их между боями (собственно, квартирмейстерская служба всегда именно этим и занимается). Также Кадоган, повышенный сразу до полковника к неудовольствию всех, кого он обошел производством (это всегда больная тема в любой армии — «выскочки»), был фактическим начальником штаба армии и главой разведывательной службы, исполняя все эти обязанности вплоть до отставки самого Мальборо. Удавались ему и собственные военные операции, когда он командовал отдельными отрядами. Главное же — Кадоган стал лучшим другом своего патрона, понимая его замыслы с полуслова, и добровольно ушел в отставку вместе с ним, произнеся: «Я был бы чудовищем, если бы поступил иначе». Впоследствии он сделает и неплохую собственную карьеру, военную и политическую, получив титул графа.
Вильям Кадоган (кликабелен)
«Юноша 39-ти лет» Адам де Кардонелл, сын французского эмигранта-гугенота, служил клерком в военном министерстве и дослужился даже до руководителя департамента, пока не стал личным секретарем Мальборо. Также он 12 лет, с 1700 до 1712 года, был депутатом Палаты общин «без отрыва от производства». В этой ипостаси он проделает все «великие кампании», создавая все бумаги, подписанные его шефом — переписка с правительством, союзниками, иностранными дипломатами, приказы и распоряжения по армии, личная переписка с английскими политиками и семьей. Граф, как и многие вельможи того времени, учившимися «чему-нибудь и как-нибудь», не был малограмотным (эти слухи усиленно раздували виги и подхватил в своих пасквилях исторЕГ Маколей — но собственноручно написанные им бумаги сие опровергают), однако писал с многочисленными ошибками. Кардонелл же избавлял его переписку от этого «бича» и придавал ей «хороший стиль» настоящего ловкого бюрократа. В 1712 году ему пришлось уйти из парламента из-за обвинений в коррупции (достоверность их неизвестна — они стали частью кампании травли Мальборо) и до конца жизни оставался личным секретарем своего шефа.
Таким образом, Черчилль имел даже не одного, а сразу двух великих помощников — костяк штаба, на который можно было опереться в любом трудном деле. Война же пока «полуполыхала» — войска французов и имперцев уже вовсю в 1701 году рубились в Италии, но «основные игруны» еще не подтянулись (подробности см. в сериЯле «Рыцарь на белой лошади»). По договору о союзе империя обязалась выставить 82 000 солдат, Нидерланды — 100 000, Англия — 40 000 солдат и столько же матросов на флоте. Датчане, только что «отползшие» от войны со Швецией (фактически спасенные английским флотом, пригрозившим Каролусу вмешательством и блокировавшим в гаванях флот шведский) обязались выставить сразу 5 000 солдат и еще 20 000 «потом». Тем временем в Англии случились выборы в парламент, виги потеряли большинство, и король… решил, что пришло самое время поувольнять так раздражавших его в последнее время министров-тори — в отставку отправились Рочестер и Годолфин. Но Мальборо на своих постах «стоял непокобелимо», ибо «всадников на белых конях на переправе не меняют»…
Джеймс III (Хамиш VII)
Тем временем Луи XIV продолжал феерически лажать. По Райсвейкскому миру он признал Виллема III королем Англии, Шотландии и Ирландии. Но когда 16 сентября 1701 года помер изгнанный король Джеймс II, король Франции заявил, что считает его 13-летнего сына Джеймса Фрэнсиса Эдварда Стюарта королем Англии и Ирландии Джеймсом III и королем Шотландии Хамишем VII. Это был «кель скандаль», и вся протестантская Англия (и Шотландия, не менее протестантская) встала на уши. Но еще бОльший «вотЪ это поворотЪ» случился, когда Вильям III упал с лошади во время охоты и сломал плечо. Вскорости травма осложнилась сильной простудою, перетекшей в пневмонию — а поскольку антибиотиков пока не было, король скончался 19 марта 1702 года, не прожив и 52-х лет со дня рождения. Джакобайты тут же сочинили байку про то, что конь его споткнулся о кротовью нору, и на каждом застолье пили «за крота!», а когда разозленные протестанты запретили «пить за кротов» (война мемов — наверное, первая в истории), провозглашали тост «за маленького джентльмена в черном сюртуке!»…
|
</> |