Малая родина
irin_v — 29.12.2017 Мой родной переулок в моем детстве называвшийся улицей Немировича-Данченко.На фотографии под катом дом 6, нашего, который был д.4 нет, его снесли, единственный там снесенный, благодарным потомкам даже мемориальную доску повесить будет не на чем (это я так шучу).
Наш был такой же двухэтажный, с аркой, в которой стояли мусорные баки, с флигелем во дворе.
На одной из фотографий на месте нашего дома стоит ларек.
Те же вороньи слободки, те же косые лестницы, те же печки и соответственно кучи угля в малюсеньких дворах, те же подслеповатые окна и в каждом доме одноклассники.
Каждое утро я пробегала арку, скособочившись и таща портфель, проскакивала дом 6 с мемориальной доской, на которой Пушкин и Мицкевич читали друг другу стихи, перебегала по диагонали на другую сторону переулка как раз к дому артистов с его мемориальными досками и дальше под горку через Пушкинскую улицу, на противоположной стороне которой меня ждала такая же скособоченная под своим портфелем Танька.
Оставшуюся до школы дорогу мы неслись вместе.
Понятно, что асфальт многократно перекладывался, но стены те же.
Интересно, стены еще помнят меня?
По катом пост целиком взяый у il_ducess
Глинищевский переулок
С последней прогулки у меня осталось еще несколько снимков зданий Глинищевского переулка. Вот дошла очередь до него. Так как сняла я зданий там немного(а их там действительно мало), то и прогулка небольшая.
Это вот здесь:Глинищевский переулок — Яндекс.Карты
Глинищевский переулок (с 1943 по 1991 гг. - улица Немировича-Данченко), названный по местности Глинищи, где стояла церковь св. Митрополита Алексия, построенная в 1685 - 1690 гг. дьяком приказа Большой казны Иваном Алферьевым, похороненным около нее в 1700 г. В 1787 г. построили новую колокольню вместо старой у ограды с южной стороны от церкви. Алексеевская церковь - единственная в Москве - сохраняла изразчатое покрытие глав, столь типичное для древнерусской церковной архитектуры. В ней находился оригинальный иконостас с иконами знаменитых иконописцев XVII столетия.
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 8
Несмотря на протесты Грабаря, Нестерова, Васнецова, Юона и многих других известных художников, церковь снесли в 1934 гг. На ее месте выстроен большой жилой дом (№ 5 - 7, 1938 г., архитектор В.Н.Владимиров, скульптор Г. И. Мотовилов), в котором поселились многие известные артисты. Тут в 1938 - 1943 гг. жил В. И. Немирович-Данченко, в 1943 - 1972 гг. - М. Н. Кедров, в 1938 - 1959 гг. - О. Л. Книппер-Чехова, в 1938 - 1946 гг. - И. М. Москвин, в 1938 - 1973 гг. - А. К. Тарасова, в 1938 - 1974 гг. - В. А. Орлов, в 1967 - 1982 гг. - Б. А. Смирнов. Кроме них, в доме жили Б. А. Мордвинов, А. А. Вишневский, Н. П. Хмелев, С. И. Юткевич, М. М. Тарханов, К. Н. Еланская, И. Я. Судаков, И. А. Туманов, В. П. Марецкая и другие.
Высокий, в разных своих частях имеющий от 8 до 12 этажей, с крупными членениями фасада, рассчитанный на обозрение с большого расстояния, дом подавляюще велик и, более того, громоздок для небольшого переулка со спокойной, невысокой застройкой.
Особенно чувствуется несоответствие громоздких поздних зданий при сопоставлении их с архитектурным памятником XVIII - XIX вв. примерно посередине переулка (№6).
Еще недавно это здание было несимметрично - левая его часть сгорела, и ее разобрали в начале 1920-х гг. Реставраторы вернули дому первоначальный облик, а интерьеры бывших жилых квартир переделали для пропагандистской организации - Комитета советских женщин, который теперь стал называться "Союзом женщин России".
У дома № 6 по Глинищевскому богатое прошлое. Он прежде всего известен своими жильцами - в нем в 1823 г. Это здание бывшей гостиницы "Север", потом "Англия", где останавливался будущий декабрист, литератор А. А. Бестужев, известный позднее под псевдонимом "Марлинский", декабристы П. А. Колошин и П. А. Голицын, в 1830-х г. - итальянская певица Анджелика Каталани, а в 1863 г. здесь была первая семейная квартира молодой актрисы, только что выпущенной из театрального училища, Гликерии Федотовой. У нее часто бывал ее учитель, великий русский актер М. С. Щепкин.
До строительства этого дома в глубине участка стояли деревянные хоромы, принадлежавшие полковнику Ивану Телепневу - они изображены на первом сохранившемся плане участка 1756 г. Через некоторое время хоромы сменились каменными палатами князей Черкасских, с 1778 г. принадлежавшими президенту Вотчинной коллегии М. В. Дмитриеву-Мамонову, который, возможно, и строит дошедшее до нашего времени здание.
Пройдя через несколько рук, дом обретает нового владельца - купца 2-й гильдии Николая Обера. Сам он и жена его, Мари-Роз Обер-Шальме, были хорошо известны в Москве. В 1803 г. Н. Обер стал участником необыкновенного в Москве зрелища - полета на воздушном шаре. Вместе с известным аэронавтом Жаком Гарнеренем он поднялся на шаре, заполненном горячим воздухом, с поля у Крутицких казарм и опустился недалеко от подмосковной усадьбы князя Вяземского Остафьево.
Жена его имела на первом этаже модный магазин женского платья и предметов роскоши. Магазин, по воспоминаниям современника, был сборным пунктом высшего и богатого московского общества и часто перед праздниками был "у мадам Обер-Шальме такой приезд, что весь переулок заставлен каретами". В этом магазине покупала наряды Наташа Ростова. Она вместе с Ахросимовой из Старой Конюшенной едет в первую очередь "к Иверской и мадам Обер-Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя", - пишет Л. Н. Толстой в "Войне и мире". В убыток себе мадам Обер-Шальме торговала не так уж часто, она не гнушалась контрабандой, и недаром за высокие цены в магазине и необыкновенную изворотливость ее прозвали "обер-шельмой". Она, видимо, выполняла и шпионские поручения Наполеона. Он вызывал ее к себе в Кремль, расспрашивая о "настроении умов в России". Мадам Обер-Шальме была вынуждена покинуть разоренную и сожженную Москву вместе с наполеоновской армией. Она погибла вместе со многими французами при переправе через Березину, а дом ее, уцелевший в пожаре 1812 г. - там квартировал наполеоновский генерал, - занял московский обер-полицмейстер.
Дом вскоре перешел к одному из ее сыновей, спасшемуся в горниле войны, Лаврентию Оберу. Он сдавал его под гостиницу, называвшуюся сначала "Север", а потом "Англия". В ней, как сообщал "Указатель зданий города Москвы" 1826 г., "нумера расположены спокойно, вины и стол хороши". В гостинице несколько раз останавливался в 1828 - 1832 гг. А. С. Пушкин. Тут он работал над такими шедеврами, как "Кавказ", "Монастырь на Казбеке", "К бюсту завоевателя", "Дорожные жалобы" и др. В этом доме 29 марта 1829 г. последний раз встретились два великих славянских поэта - Александр Пушкин и Адам Мицкевич. В память этого события 21 июля 1956 г. была установлена мемориальная доска скульптора М. И. Мильбергера с горельефами беседующих поэтов и строками из их стихотворений:
Он говорил о временах грядущих,
когда народы, распри позабыв,
в великую семью соединится.
Хоть встретились немного дней назад,
но речь вели они, как с братом брат.
Владелец дома Л. Обер был хорошо знаком с Пушкиным. В своих воспоминаниях, опубликованный в 1880 г., он рассказал о встречах с ним у себя и в салоне княгини Зинаиды Волконской, неподалеку, в доме на углу Тверской и Козицкого переулка.
Далее идет дом. №8 в 1870-1890-х годах тут находилась электролечебница П.Ф. фон Штейна. В 1870-х годах в этом доме жили художник-архитектор и историк Москвы А.А. Мартынов, автор многих книг и статей по истории города, а в советское время - график М.М. Черемных, учный тплофизик академик М.В. Кирпичев.
Далее дом №10
Он оказывается входит во владения 15А по Б. Дмитровке.
Это бывшее владение молдавского господаря князя Александра Маврокордато, при матушке-Екатерине II вынужденного бежать из аккупированной турками территории Молдавии в Россию. В XIX веке это владение принадлежало уже московскому генерал-губернатору князю Д.В. Голицыну, мать которого была "Пиковой дамой" А.С. Пушкина. Главный дом со стороны Б. Дмитровки, где сейчас ГенПрокуратура обустраивался и обстраивался много лет и многими архитекторами, последним был Ф. Шехтель.
В 1860-е годы владение купили богатые купцы Востряковы, при них и были построены доходные дома на углу Б. Дмитровки и Глинищевского.
Так как отдельно про каждый дом ничего не написано, расскажу что было во всем владении.
Здесь в конце 1904г. разместился Литературно-Художественный кружок. его посетителями были В.Ф. Комиссаржевская, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, Н.Д. Телешов, Л.В. Собинов, Вл. И. Немирович-Данченко, А.И. Южин, М.Н. Ермолова, В.О. Ключевский, В.В. Маяковский, Э. Врехарн и многие другие известные люди.
У владельца дома Вострякова была картинная галерея.
В разные годы в этих домах жили профессора М.П. Щепкин, В.Ф. Снегирев, артисты А.К. Ильинский, М.М. Блюменталь-Тамарина.
Ну вот и закончился переулок.
Всего четыре дома, а сколько истории.
http://il-ducess.livejournal.com/48641.html
|
</> |