
МАКС-2021: ЛМС-901 "Байкал"


Единственным новым самолетом, представленным на МАКС-2021, является летный экземпляр ЛМС-901 «Байкал». Легкий многоцелевой самолет, который призван заменить рабочую лошадку местных воздушных линий – биплан-ветеран Ан-2, который находится в непрекращающейся эксплуатации с 1947 года. Самолёт создан по заданию Минпромторга России. Победителем конкурса на разработку самолёта стала компания «Байкал-Инжиниринг», являющаяся дочерним предприятием «Уральского завода гражданской авиации» (УЗГА). Публичная презентация первого летного экземпляра самолета происходила в прошедшую среду, на второй день международного авиасалона МАКС-2021.


Работа над новым самолётом велась в тесной кооперации с МАИ, который выполнял аэродинамические испытания, занимался оптимизацией аэродинамической компоновки методами математического моделирования.
Кроме того, в МАИ была разработана конструкторская документация части агрегатов планера и изготовлен опытный образец планера самолета. Основная роль от МАИ принадлежит конструкторскому бюро ОСКБЭС МАИ, обладающему ключевыми компетенциями в создании образцов лёгкой и сверхлёгкой техники: начиная с 1990-х здесь был создан целый ряд самолётов этого класса и кафедре технологии производства летательных аппаратов. Аванпроект ЛМС-901 прошёл экспертизу в профильных НИИ отрасли: ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ, подтвердившую правильность выбранной схемы самолёта, его высокое аэродинамическое качество и оптимальное соотношение эксплуатационных параметров.
Крейсерская скорость турбовинтового самолёта составит 300 км/ч, максимальная дальность полёта – 3000 км, минимальная дистанция разбега с грунтовых полос – 220 м. Самолёт будет способен доставлять нагрузку в две тонны на расстояние не менее 1500 км. Конструкция планера ЛМС-901 будет полностью состоять из российских материалов. В первых партиях он получит двигатель General Electric H800-200, который в 2023-2024 годах планируется заменить на отечественный ВК-800С.
Новый многоцелевой ЛМС-901 должен приступить к лётным испытаниям в четвёртом квартале 2021 года, второй лётный образец планируется построить в феврале 2022 года. Программа сертификационных лётных испытаний предположительно оценивается в диапазоне от 500 до 700 полётов. Сертификация самолёта ожидается в 2023г года и в этом же году начнется поставка первых серийных самолетов.
Во время публичной презентации на второй день авиасалона удалось подробно познакомиться с самолетом. Компоновка самолета весьма удачно продумана как для пассажиров, так и для пилотов и технического персонала. Так входная дверь пассажирского салона, расположена по левому борту в хвостовой части самолета. Она открывается вверх и обеспечивает беспрепятственный доступ в салон, при этом ее расположение оказывается выше пассажира среднего роста, что весьма комфортно. Для входа в салон предусмотрена съемная подножка, которая по своей высоте будет удобна даже детям и людям пожилого возраста. Пол первого участка пассажирского салона, куда попадает пассажир спроектирован практически параллельным земле. Далее пассажиры по центральному проходу занимают свои места. Высота салона самолета меньше, чем у Ан-2, в котором, как помнят многие, можно перемещаться в полный рост. Здесь по самолету придется проходить слегка согнувшись. Такова плата за аэродинамику: ее законы непреклонны и если вы хотите получить лучшие летно-технические характеристики, чем то приходится жертвовать. Далее, пройдя по девятиместному салону, также по центральному проходу можно попасть в двухместную пилотскую кабину.
Оба пилота могут занять свои места также не проходя через пассажирский салон. Это будет удобно в грузовом варианте самолета. Для этого предусмотрены две двери автомобильного типа, которые открываются назад. Так как самолет, предназначенный для использования с необорудованных посадочных площадок, оснащен хвостовым колесом и на стоянке имеет характерный стояночный угол, двери естественным образом фиксируются в полностью открытом состоянии. Каждый пилот может занять место в кабине, поднявшись по ступеням установленным на стойках основного шасси и на обтекателе у самого борта фюзеляжа.
Основными конструкционными материалами самолета являются алюминиевые сплавы. Из композиционных материалов изготовлены элероны, закрылки и руль направления. Такой выбор основан на достаточно сложном профиле и малой хорде. Весьма непривычно увидеть на современном самолете тканевую обшивку руля высоты. Многие знают, что такой тип обшивки является самым легким именно для самолета таких скоростей и уровня нагрузок. Но не это являлось основной причиной принятия такого, на первый взгляд, несовременного решения. Поясню. У самолета с хвостовым оперением и низко расположенным горизонтальным оперением, последнее находится существенно близко к земле. А у самолета, предназначенного для использования на неподготовленных посадочных площадках высока вероятность разрушения обшивки именно руля высоты, расположенного в самом хвосте самолета. Так вот именно с целью обеспечения безопасно разрушаемой конструкции было принято такое решение.
Что же хочется сказать: спасибо за возможность изучить самолет публично и пожелать разработчикам поднять самолет на крыло, пройти все необходимые испытания и доработки, сертифицировать проект и начать серийное производство!










































































|
</> |
