Магомед Толбоев: "Суперджет 100 убил целый класс самолетов". Разбираем почему

топ 100 блогов rkovrigin18.06.2019
Магомед Толбоев: Суперджет 100 убил целый класс самолетов. Разбираем почему

Начну с того, что Магомед Толбоев это действительно очень уважаемый человек в авиации, звание Героя России просто так не дают. И в этой статье я ни в коем случае не хочу уважаемого Магомеда Омаровича как-то обидеть. Но правда дороже, а заблуждаться могут все люди, независимо от их званий.

Итак, в эфире ОТР Магомед Толбоев, почетный президент Международного авиационно-космического салона МАКС, Герой России, летчик-испытатель, заявил следующее: «Он [Сухой Суперджет 100] убил целый класс самолетов русских конструкторов. Те, которые готовы были с 90-х годов - Ту-334, Ту-344, Ту-214, Ту-204, Ил-86, Ил-96, эти все самолеты. Ил-112, который до сих пор не может выйти на линию воздушных перевозок. Вот этот один самолет забрал весь бюджет, выделенный на авиастроение. И теперь возврата нет. У нас сейчас в российском небе нет российских самолетов. Их нету».

Так бывает, когда люди, опытные, заслуженные, говорят чепуху. Я не знаю поему так проходит, и подозреваю, что дело в том, что со временем такие люди теряют способность к критическому мышлению, по причине того, что являясь признанными экспертами, начинают слишком сильно доверять собственным же знаниям, не подвергая их критическому осмыслению.

Вот и в данном случае уважаемый Магомед Омарович, мягко говоря, не прав.

Начнем с самых грубых ошибок:

1. Никакого Ту-344 попросту не существовало в природе. Точнее был очень мутный проект, создания реактивного сверхзвукового пассажирского лайнера на основе стратегического бомбардировщика Ту-22М3 на 10-12 пассажиров. Даже если представить, что подобный проект мог бы быть доведен до конца, то это был бы очень узкоспециализированный самолет, никакого отношения он к регулярным массовым пассажирским перевозкам не имел бы.

2. Ту-214, Ту-204 - по сути один и тот же самолет, производившийся на разных заводах. И если уж и говорить про "убийство", то надо тогда говорить про Ту-204СМ.

3. Очень странно видеть в этом списке Ил-86, при том, что этот самолет устарел еще во время СССР, и ему на смену делался Ил-96. Это Ил-96 убил Ил-86, если уж так говорить.

4. Суперджет никак не мог убить Ил-96, так как Ил-96 был уже готов задолго до того, как вообще началась программа Суперджета, не только готов, но и производился и летал.

Почему уважаемый Магомед Омарович привел этот список я не понимаю, вероятно для придания веса своим словам. На самом деле, если уж говорить про "убийство" то речь можно вести лишь о двух самолетах: Ту-334 и Ту-204СМ. То, почему эти два лайнера были неконкурентоспособны понаписано много, и здесь я этому внимания уделять не буду - скажу лишь что никакого будущего у этих двух самолетов попросту не было.

Отдельно хочется сказать о Ил-112. Удивительно, но как опытный пилот, испытатель, эксперт говорит: "который до сих пор не может выйти на линию воздушных перевозок", не зная, что этот самолет ни на какие линии выйти не может, так как это военный легкий транспортник, и никакого отношения к гражданской авиации он не имеет, а его создание финансируется из бюджета Минобороны, и поэтому Суперджет вообще никакого влияния на этот самолет не мог оказать в принципе.

И вот объясните мне, как такое может быть? Магомед Омарович совершенно точно не диванный эксперт, типа меня, он летчик-испытатель, он профессионал, непосредственно связанный с авиацией. Как можно в таком коротком заявлении делать столько фактических ошибок?

Думаю на этом моменте можно уже понять - к сожалению Магомед Омарович сегодня живет в каком-то параллельном мире, и достаточными знаниями по теме не обладает. Но хочется еще немного поговорить о том, что Суперджет якобы забрал все финансирование.

Это, конечно же не так. Для того что бы это понять, нужно просто взять и открыть ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года». С 2002 по 2011 год на эти цели было выделено 120 млрд. рублей. Далее была принята Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» по которой на авиастроение выделяется почти триллион рублей!

Всего с 2013 по 2018 год включительно уже потрачено около 530 млрд рублей. Плюс 120 по программе 2002—2010 годы, итого почти 650 млрд рублей на текущий момент. Из них, согласно Госпрограмме, непосредственно на самолетостроение выделено 260 млрд (без учета средств выделенных на создание двигателей, авиационного оборудования и т.д).

Вся программа создания Суперджет 100 стоила около 45 млрд рублей.

На что пошли остальные деньги?

Во-первых, деньги выделяли и на создание Ту-204СМ

22 декабря 2008 года Минпромторг России подписал государственные контракты с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на формирование концепции программы создания широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета и проведение работ по глубокой модернизации Ту-204.

Но помимо этого деньги пошли на создание МС-21 и двигателя ПД-14 к нему. Так что когда Магомед Омарович говорит что Суперджет съел все деньги, он снова ошибается, если бы это было бы так, то никакого МС-21 просто бы не было, а он уже летает, не было бы и ПД-14, а он уже сертифицирован. То есть деньги никак не могли бы были потрачены только на Суперджет.

Еще раз, я не хочу никак обидеть Магомеда Омаровича, просто так бывает, когда человек начинает верить во что-то, что не соответствует действительности, не проверяя этого, не осмысливая свои убеждения критически, будучи полностью уверенным в собственной правоте. И какие претензии к уважаемому летчику? Уверен у него сейчас много других важных и интересных дел, воспитание внуков, например. Он давно на заслуженном отдыхе, он не должен штудировать интернет, проверяя свои убеждения, он не обязан читать государственные программы, выискивая там сведения о расходах на тот или иной проект. Он не обязан даже знать что Ил-112 это военный транспортник, а не пассажирский лайнер для местных перевозок. Его спросили - он ответил, так как знал, так во что верил. Что, вероятно, сам же и услышал в тех самых СМИ.

Вопрос, как всегда к журналистам, которые выдают в эфир сведения заведомо не соответствующие действительности. Но это уже совсем другая история.

Оригинал статьи в Яндекс.Дзен. Подписывайтесь на мой канал в Дзен, там я публикую посты чаще чем в ЖЖ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Рано утром вылетаю. Сначала в Пермь, и дальше по курсу, вплоть до Израиля-там буду ...
Ну что, девочки, сегодня последний летний день. Лично мне немного грустно, но осень у нас уже пару недель как обосновалась. Поэтому у меня сегодня акция "С любовью к лету", и яркий маникюр. UPD. У меня яркий ILNP Rehab, который под лампой выдаёт бешенную голографию. А без лампы и солнца ...
На Притомском проспекте в Кемерове продолжается строительный бум. Здесь возводят несколько крупных объектов. там налоговую строят будет школа остатки частного...там уже не живут Володарского - Рукавишникова. А может не провалится? ...
Одним из наиболее известных кадров советской фотохроники начала Великой Отечественной войны стал снимок, сделанный под Кишиневом в июне 1941 года. Дети, прячущиеся от немецких бомб, стали одним из символов начала войны, самой кровавой в истории нашей страны. Между тем, очень похожий кадр ...
Можно понять желание местных жителей или например депутатов госдумы и радость патриотов России или злобу патриотов Украины, но труднее быть реалистом,  ...