Магазин пряжи: взгляд из-за прилавка
ru_knitting — 25.09.2015 Когда я рассказываю своим подружкам истории про своих покупателей, мне говорят: ну когда ты уже напишешь про это пост в сообщество? И увидев сегодня «потрендельный» пост про покупку пряжи, я решила, что самое время. Тем более, моему магазину в его прежнем виде осталось жить всего два дня — завершается некий важный этап, и мы становимся настоящим магазином (после нынешнего закутка в 15 квадратных метров), так что на новом месте все может быть уже немного по-другому.Прежде всего надо отметить, что магазин у нас в очень своеобразном московском районе — Зеленограде, который удален от Москвы на 20 с лишним километров. И в нашей «деревне» все немного иначе, чем в большой Москве. Местные магазины рукоделия — примерно такие же, как в любом провинциальном городе с аналогичным количеством жителей (около 200 тысяч) — Турция и Троицкая в не очень богатом цветовом ассортименте. Есть местный как-бы-сетевой (2 магазина) «монстр», но что касается пряжи — там весьма странный выбор — Регия и иже с ней, причем много фасонной-фасонной (захочешь связать классический свитер — пряжу там не найдешь), ну и дорого очень. И все. Никакого тебе «Сеама» даже, ни у кого. Кроме нас :)
Слегка деревенский стиль жизни (огромное количество людей вообще не ездят в Москву!) предполагает определенный стиль общения — у нас в порядке вещей зайти в небольшой магазин вроде нашего просто поболтать, и эта камерность придает очарование вдохновляющему процессу выбора и покупки пряжи и прочих рукодельных радостей. Мы надеемся сохранить ее на новом месте, там хоть и большое помещение, но не гипермаркет )) И я думаю, что именно этой камерности мы обязаны некоторым особенностям поведения покупателей.
Постоянно общаться с людьми — очень интересно. Узнаешь много нового о человечестве :) Причем день на день не приходится — иногда идут потоком одни ворчуны, и им все не так. А на другой день могут быть одни только приветливые и заинтересованные рукодельницы, которые восхищаются нашим ассортиментом. В общем, дальше будут мои наблюдения с обобщениями :)
Во-первых, практически каждый второй человек, заходящий в магазин впервые и стоя на пороге, произносит разочарованным тоном фразу «А, у вас тут только шерсть». Вам не надо объяснять, что шерсть — это пряжа определенного состава, не более. И никак не общее название для всей пряжи )) Не говоря уж о том, что помимо пряжи у нас есть инструменты, ленты и тесьма, пуговицы, лоскутки для печворка, фурнитура и ткани для игрушек и всякое такое.
Во-вторых, из той же оперы — входя на порог, человек первым делом спрашивает «Вы же оплату картами не принимаете?» И очень удивляется, когда мы говорим, что принимаем. Но это, видимо, особенность загадочной русской души или привычка людей определенного поколения — изначально настраиваться на то, что чего-то НЕТ.
Зато сколько радости, когда ЕСТЬ! Намедни девушка пришла за спицами Аddi, хотела штук пять разной толщины и с разной длиной лески — и они оказались в наличии ВСЕ! Я даже не знаю, кто удивился больше — я или она (у нас спицы быстро разбирают, не всегда успеваем закрывать «дырки» в размерном ряду).
В-третьих, наши люди не умеют читать :) Я старалась, делала красивые ценники, на которых и состав, и метраж, и название, и цена крупно — бесполезно. Всегда, когда кто-то обращал внимание на ценник, он не соответствовал той пряже, которую покупатель держал в руках. Вот висит рядом два мотка — условно говоря, за 100 рублей и за 500 — так взяв моток за пятьсот, покупатель спрашивает «Это сто рублей стоит?» Я так и не нашла объяснения этому феномену :)
В-четвертых, примерно 80 процентов покупателей в розничном (оффлайновом) магазине ничего не знают о названиях производителей. В порядке вещей — принести кусочек нитки и попросить «подобрать вот такую же, а то мне не хватило».
Из тех, кто осознает, что пряжа бывает не только «пятирублевая» и «импортная», 90 процентов называют пряжу Alize — Алисой :)
В-пятых, многие совершенно не понимают, какими спицами надо вязать ту или иную пряжу. Некоторые догадываются, что это написано на этикетке. Некоторым мы показываем эту информацию. Остальные говорят: «Ну-ка, где у вас спицы?» - и гляда на витрину, где есть ВСЕ номера от 1,5 до 15 мм, произносят отличную фразу «А, у меня примерно такие уже есть». И видимо, что-то у них «примерно такими же» получается, раз не приходят за правильными :)
В-шестых, поражает почти полное отсутствие знаний о составе пряжи (и вытекающая из него неразборчивость в выбор) — это примерно про половину покупателей. Ни на ощупь, ни по названиям «ингредиентов». Как правило, выбирают между «шерстью» и «х/б». Недавно была забавная история. Висит у меня кашемир тут, 2 тыщи рублей пасма. Нежных таких цветов. Приходит одна наша постоянная покупательница, славная женщина, и хочет моточек сиреневой пряжи. Ну у нас в данный момент нету такой из недорогих (я-то знаю, в каком ценовом диапазоне она обычно выбирает). И тут она внезапно видит тот самый кашемир, кидается к нему, трогает и говорит — вот, вот такая мне пряжа нужна. Я намекаю про две тысячи за пасму. Она отвечает: «Ну надо же, а я покупала турецкую за двести рублей, и цвет, и на ощупь — один-в-один! И даже называется так же — кашемир!» (видимо, это про пресловутую Alize Cashmira, хотя голову даю на отсечение — такого цвета там и близко нет).
В-седьмых, ВСЕ называют секционку «меланжем», это просто эпидемия какая-то! Когда у меня есть время и хорошее настроение — терпеливо объясняю, что есть что. Ну должен же кто-то заниматься ликбезом.
В-восьмых, гореть в аду производителям, которые в названии чистопородного акрила упоминают слово «детский». Вы не поверите, несмотря на огромное количество красоты, которая у нас есть, «Детская новинка» от Пехорки — несомненный лидер продаж, причем идет с большим отрывом. Ну а что, цветов много, все веселенькие, 49 рублей за моток. Реально, вяжут из акрила (причем скрипучего) детям. Много. Одежду в основном. Иногда мне удается воззвать к разуму, чаще всего нет — магия 49 рублей непобедима. Еще и приходят потом похвастаться, вот где жесть.
В-девятых, очень мало кто знает про современную носочную пряжу. Конечно, у меня тут висят носки из SuperSocke, все восторгаются и удивляются на тему «до чего дошел прогресс», но когда кто-то заходит с вопросом «а что у вас есть для носков» - 90 процентов, что он подразумевает какую-нибудь «Деревенскую» от Пехорки. Пришлось завести ее в небольшом ассортименте, куда деваться. Будем работать над этим, народ должен знать, что носки — это в какой-то степени искусство, а не только прокладка в резиновые сапоги для рыбалки.
И в-десятых — отдельное «удовольствие» доставляют посетители, которые недовольны ценами. Причем по человеку сразу видно, что он зашел не купить что-то, а пожаловаться на современную экономическую ситуацию )) Особенно запомнилась одна пенсионного возраста дама, которая зашла с дочкой с целью выбрать пряжу для палантина этой самой дочке, причем покупку пряжи дочка спонсировала. Когда дама выбрала 100-процентный дралон (спасибо, что не «Детскую новинку» - она ей толстовата оказалась) за 109 рублей, я выразила некоторые сомнения, хорошо ли вязать красивый ажурный палантин из синтетики. На что она сказала, что «из других ниток он золотой получится». На мой недоуменный вопрос - «Вы его продавать потом будете за 200 рублей около станции?» - она гордо ответила: «Нет, я вяжу только своим близким!» Я так растерялась, что только пробормотала, что для своих близких я выбираю обычно самое хорошее. Очень «радует» ворчание у распродажной корзинки, где иногда пряжа лежит по цене ниже оптовой. Ну, есть вот такие люди, которым все дорого. Мне всегда интересно, почему они не позволяют себе ворчать, например, в магазине «Перекресток» или в «Пятерочке»? Нынче ведь все и везде подорожало, все недешево...
А вообще, свой магазин пряжи — это здорово! (Один минус — вязать некогда). И покупатели у нас в большинстве своем прекрасные, которые, несмотря на любовь к «Детской новинке», все-таки готовы узнавать новое и очень радуются тому, что сейчас столько возможностей для реализации вязальных идей.
|
</> |