Мадонна: «Зачатие»
tanjand — 18.10.2021Обнаженная молодая женщина с распущенными черными волосами, полуприкрытые в экстазе глаза.
Такой увидел Мадонну Эдвард Мунк.
С каноническим изображением ее роднит лишь одна деталь – нимб.
Однако он непривычного ярко-красного цвета, сияющий над головой прекрасной женщины.
В свое время эта работа была признана скандальной и произвела на критиков и публику неоднозначное впечатление.
Мадонна
Эдвард Мунк
Гравюра, 1902, Музей Мунка, Осло
Другие названия: «Зачатие» и «Любящая женщина. Первый вариант «Мадонны» был нарисован в 1893—1894 годах, в 1895 году была только литография, однако, всего Мунк создал пять вариантов картины.
Мадонна
Эдвард Мунк
Гравюра, 1895
Цель, которую ставил перед собой художник, приступая к работе над полотном – показать человеческое начало и земное величие Девы Марии, попытавшись максимально приблизить ее образ к образу простой смертной женщины.
Добиваясь этого, Мунк написал пять версий картины и литографию с одноименным названием.
Каждый из них, согласно замыслу художника, должен был показать основные этапы жизненного цикла женщины: зачатие ребенка, рождение потомства и смерть.
Зачатие, как первую стадию, в картине олицетворяет поза женщины, плавный изгиб ее тела, подчеркнутый округлый живот.
Темная палитра красок, убежденность художника в неразрывной связи любви со смертью и вера в то, что после рождения ребенка функция женщины считается выполненной, раскрывают последнюю, третью стадию женского жизненного цикла – смерть.
Вторую – рождение потомства – Мунк отразил в литографии 1895 года, где помимо женского силуэта была изображена маленькая фигурка человечка в позе эмбриона.
По убеждениям критиков, истинной глубиной и мастерством поражает именно первая версия полотна, не отягощенная деталями.
1894 г. Холст, масло. Музей Мунка, Осло
Фигура Мадонны окружена светом и полна магического внутреннего сияния. Как и в других произведениях Мунка, здесь нет прямых линий – только мягкие волнистые лучи. Скромный набор оттенков – желтого, фиолетового, белого и красного – отвечает интимной атмосфере картины.
«Мадонну» Мунк писал с Дагни Юль – жены писателя С. Пшибышевского и своего друга, она же была музой и многих других художников-современников норвежского экспрессиониста.
Версии скандальной «Мадонны» сегодня хранятся в музее Мунка, в Кунстхалле в Гамбурге и Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна (Осло).
В 2004 году, вместе со знаменитой картиной «Крик», «Мадонна» была похищена из музея Мунка в Осло.
Спустя два года картины были возвращены, но из-за повреждений не демонстрировались в течение следующих двух лет, пока велись реставрационные работы.
|
</> |