Made in Bolshoi
atlanta_s — 03.02.2017 Последние две недели я занимаюсь довольно непривычным для себя делом - потрошу балетные туфли различных фирм: Geynor, Sansha, Chacot и Grishko.Сегодня я решила изменить самой себе. Тем более что речь пойдет от туфлях, изготавливаемых в мастерских Большого театра.
Когда-то, давно, эти туфли считались лучшими и были на вес золота. Учась в МАХУ мы с завистью смотрели на тех, кто занимался в туфлях Большого театра. На двух последних курсах, я тоже оказалась в числе тех, кому посчастливилось стать обладательницей пуант, сшитых в мастерских Большого театра.
И сегодня мы с вами там побываем, и конечно увидим весь процесс изготовления. Ну согласитесь, глупо потрошить, если можно увидеть как это создается.
Вот так на полочках, разложены заготовки, которые в будущем станут чьими-то пуантами.
Из этих самых деталей сшивается тканевая заготовка. Кстати 50% успеха пуантов зависит от того как заготовка сшита.
Для туфель берется один слой атласа и два слоя бязи.
Спасибо Анне Фатеевой за показ и рассказ. К передней части пристрачиваются детали пятки, затем сшивается сама пятка. После этого все отстрачивается близко к шву. Анна сшивать пятку и отстрачивать не стала не стала, так как в машинке была заправлена коричневая нитка. Она шила мягкие туфли темного цвета.
Ну а дальше... Берется именная колодка. На фотографии моя. Ей больше 15 лет. Это еще раз к тому, что господин Гришко пытается убедить всех, что колодку надо менять раз в три года.Лет 7-8 назад я лишь внесла некоторые коррективы, и касались они не колодки, а глубины выреза на передней части пуанта.
К колодке прикладывается, вымеряется, а затем и прибивается кожаная стелька. Прикрепляется она в трех местах.
Таким вот образом проверяется одинаковое расстояние от начала стельки до носка колодки.
Все заготовки подписаны.
Будущий пуант одевается на колодку. Гвоздем регулируется глубина выреза.
Так же гвоздем регулируется и высота боковых вырезов.
Ну а дальше начинается настоящее колдовство. Первым в работу идет атласный слой.
Первые четыре складочки самые важные. Ведь именно они будут видны с лицевой стороны.
Затем по очереди закладываются складки с одной стороны.
Потом с другой.
Каждый раз уложенные складки закрепляются гвоздем. Сверху все это промазывается клеем. Про клей обязательно расскажу.
Ту же самую процедуру проводим и с одним из слоев бязи.
Настал черед пятачка. Он формируется из пяти слоев: первый плотная бязь, остальные четыре - холстина. Бязь и два слоя холстины в виде треугольников, оставшиеся два в виде квадратов.
Клей варится самый обыкновенный из муки, воды и вещества, похожего на картофельный крахмал, название которого я забыла. Простите. Но понятно, что все натуральное.
Кстати и все остальные материалы тоже натуральные.
Промазав каждый слой, начинаем аккуратно "укутывать" ими пятачок пальцев.
Сначала бязь, затем холщовый квадрат, потом холщовый треугольник, снова квадрат и в конце еще один треугольник.
Вот так вот выглядит пятачок с одной и другой стороны.
Красота. Напомнила мне куколку в платочке. )))
Теперь, пока клей подсыхает, пришивается стелька. Сначала срезается все лишнее.
Туфель укладывается на такую вот ... Не знаю как называется. А может и нет специального названия.
И... Начинается процесс соединения верха туфель со стелькой.
Если вы помните складки крепили гвоздиками.
Теперь их вынимают и начинают аккуратно прошивать носок.
Особое внимание складочкам.
Мне очень было интересно, как это все теперь будет выворачиваться. Ведь на колодке туфель одет "наизнанку".
Оказалось очень просто.
Сначала туфель снимается с колодки вот таким образом.
Затем берется круглая палка, и...
Туфель вывернут на лицевую сторону. После чего пуант вновь надевается на колодку.
Специальный молоток. Им можно не боясь себя поцарапать провести по руки и даже по щеке. Именно так проверяется гладкость инструмента.
Этим молотком туфли подбиваются по колодке.
Практически цирковой номер. Самостоятельно стоящий пуант. Даже с относительно маленьким пятачком, "пальцы", как вы видите, очень устойчивы.
Теперь необходимо вклеить внутреннюю стельку.
Внутренняя стелька изготовлена из достаточно толстой кожи. С обратной стороны дублируется для жесткости прессованным картонной пластиной, которая подрезается под нужный размер. По желанию владелицы колодки, пластину можно сделать жестче или мягче.
Дальше пластина крепится к стельке, а затем целиком промазываются клеем ПВА и вклеиваются внутрь пуанта.
Полностью собранный туфель вновь одевается на колодку и остается на ней до полного высыхания клея. Точно таким же образом собирается и второй пуант.
Пуанты сушат в специальных печах. Хотя последнее время их чаще сушат на обыкновенных батареях. Почему? Резко сократилась количество заказываемых туфель и нет смысла ставить большие печи. Увы...
Ну а вот так вот выглядят готовые пуанты, изготовленные в мастерских Большого театра. Туфли, которые не только на словах, но и в реальности учитывают все особенности стопы конкретной балерины.
А теперь я хочу вас познакомить с человеком, благодаря которому я до сих пор танцую в туфлях Большого театр. Это Владимир Терентьев - "последний из Могикан". Единственный оставшийся в мастерских Большого человек, который шьет туфли. Есть еще Денис. Но Денис работает в мастерских не так давно. Владимир же работает в театре практически столько, сколько и я - с 1990 года.
Я очень надеюсь, что после ремонта здания мастерских театра в Петровском переулке обувной цех в полном составе переедет в отремонтированное здание.
Очень жаль, что сегодня исчезает легендарное и некогда большое производство. А для артисток балета закупаются балетные туфли исключительно импортного производства: Geynor, Sansha, с прошлого года Chacot. Ну и естественно Grishko. Куда без него.
Недаром ведь бытует мнение, что именно господин Гришко внес лепту в развал производства обуви в Большом театре, сначала переманив к себе, а потом и уволив за ненадобностью многих мастеров из Большого театра.
Отдельная благодарность начальнику обувного цеза Большого театра Олегу Борисовичу за возможность сделать этот репортаж.
|
</> |