Люся Воронова. Ирга Ламарка
bogachkova1957 — 12.10.2024На выставке «Люся Воронова. Ирга Ламарка» в Музее декоративного искусства мы видим совершенно другую Люсю Воронову (р. 1953). В своих последних работах (многие созданы специально к данной выставке) художница обратилась к теме орнамента из абстрактных и растительных элементов.
Уже само название выставки отсылает к природному миру, который столь дорог всем наивным художникам, с одной стороны, и с другой - близок тем, кто, так же, как и Люся Воронова, профессионально исследуют пластические, изобразительные и формальные элементы художественного языка.
Ирга Ламарка — это кустарник или дерево, гибрид двух видов, названный в честь французского натуралиста. Его бутоны — с белыми звёздами лепестков — весной раскрываются на ковре из розовой листвы, которые меняют свой цвет на протяжении сезонов. Динамика роста, умножения жизни и преумножения благ — темы, которые стали особенно важны для мозаического, «радостного» периода Люси Вороновой, начавшегося примерно шесть лет назад.
«Я рисую постоянно. Рисую вибрации и дыхание, мелькание за окном электрички. Мои работы не мешают думать. Зритель погружается в свои мысли, слушает себя. Это транс, медитация. Музыка», – Люся Воронова.
Обычно мы считаем творчество Люси Вороновой наивным, но это не совсем так. Творчество Вороновой не вписывается ни в одно из художественных направлений. Наивное искусство в настоящее время считают чем-то вроде «акына в живописи» — что вижу, то и пишу. Захочу — Пушкина под Кремлем напишу, захочу — кошечек примитивно изображу. Но Воронова иная. Ее наив — это наив мудреца, который сохранил умение по-детски изумляться миру и видеть его краски. Чувствовать мир в том самом божественном ракурсе, как задумал его Творец. Искренность в работах Вороновой запредельная.
Но вот в своих поисках Люся Воронова уходит от наивного искусства в сторону геометрической абстракции. Она приводит форму цветка к её геометрическим основам, показывая, как взаимообусловлены абстрактный язык высшей математики и чувственный диапазон природы, и как вместе они порождают орнамент, особый принцип ритмической визуализации.
Сюжетом этих работ становятся бесконечные вариации цветов, листьев и окружностей, сплетающихся в единую орнаментальную ткань — то, что раньше служило фоном, превращается в главное (и по сути единственное) действующее лицо, инструмент авторского высказывания, магнетически воздействующий на зрителя.
Подобно тому, как у Сезанна построение реальности происходит с помощью гранёных объёмов, из вихрей лепестков у Люси вырастает кристаллическая структура мира. Свободно оперируя масштабами, перестраивая фокус своей оптики с макросъёмки в режим телескопа, она призывает совершить мгновенное путешествие от цветущего куста к космическим орбитам и обратно, тем самым подчёркивая их абсолютную равнозначность и идентичность.
Кроме геометрических полотен Вороновой на этой выставке показаны ее минималистические пейзажи с одинокими деревьями или цветами под единым названием – «Без названия», созданные также в последний год.
Эта выставка завершает юбилейный год Люси Вороновой, на протяжении которого прошло несколько выставок в Москве и в других городах России, издан художественный альбом «Мозаичность», представленный в Музее декоративного искусства.
Из биографии художницы: Люся Воронова родилась в Москве 15 декабря 1953 года. В 1969–1970 годах училась в Заочном народном университете искусств в мастерской Бориса Отарова. В 1971–1972 годах занималась в художественной студии Нугзара Мгалоблишвили. В 1978-м году окончила с отличием художественный факультет Московского технологического института. В 1987 и 1988 годах стала лауреатом премии «Лучшая работа года», учреждённой Московским союзом художников. В 2013-м отмечена медалью ордена Святой Анны и бронзовой медалью Российской академии художеств «Достойному», тогда же стала почётным членом академии. Участник многочисленных персональных и групповых проектов в России и за рубежом. Работы Люси находятся в собраниях государственных музеев, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
|
</> |