Людмила Павличенко — "королева снайперов"

топ 100 блогов sergeytsvetkov24.10.2024

Текст интересен тем, что пишет английская журналистка. Перевод машинный.

Рекламная фотография Людмилы Павличенко
Рекламная фотография Людмилы Павличенко "Обороняющая Севастополь", 6 июня 1942 г. © Озерский / AFP / Getty Images

В 1942 году лейтенант Людмила Павличенко, советский фронтовой снайпер, была отправлена с заданием убедить союзников США и Великобритании открыть Второй фронт против гитлеровских войск. "Королеву снайперов’ чествовали на местах, пострадавших от бомбежек, на военных заводах и верфях, ее развлекали в Белом доме и на Уайтхолле, обращаясь к тысячам людей. Ее прибытие в Вашингтон, округ Колумбия, совпало с историческим моментом американо-советской дружбы, даже несмотря на то, что пресса сочла женщину-снайпера, заявившую о 309 убитых немцами, довольно шокирующей. Она насмехалась над их вопросами о макияже и одежде, спрашивала, почему женщинам-фабричным работницам платят меньше, чем мужчинам, и протестовала, когда ей запретили подняться на борт военного корабля Королевского военно-морского флота.

Но Павличенко, чей фронтовой опыт дал ей право на такие откровенные высказывания, на самом деле была последней в длинной череде российских женщин-комбатантов. Журналисты уже забыли о прежнем увлечении первым женским батальоном смерти, организованным Марией Бочкаревой в 1917 году. Активистка движения за права женщин Флоренс Гарриман профинансировала визит Бочкаревой в столицу США, где в своей военной форме она убеждала президента Вудро Вильсона профинансировать антибольшевистскую военную экспедицию. Хотя усилия Бочкаревой не увенчались успехом – большевики казнили ее в Сибири в 1920 году, – она была влиятельной фигурой для суфражисток, которые верили, что участие женщин в боевых действиях обеспечит их право на политическую активность.

Во время Второй мировой войны британское правительство использовало советских женщин-комбатантов в своей пропаганде, чтобы побудить своих собственных женщин поддержать военные усилия. Хотя американцы, казалось, были не в восторге от активного участия женщин в вооруженных силах и относились к Павличенко со смесью благоговения и страха, она напомнила им, что советские женщины-солдаты не были ‘новинкой’. В журнале Коммунистической партии США "Советская Россия сегодня" Павличенко написала:

У нас [женщин] тоже есть традиции, которым мы должны следовать. Была [Надежда] Дурова, русская женщина-партизанка, сражавшаяся против вторгшихся армий Наполеона в 1812 году, и Даша Севастопольская, участвовавшая в героической обороне Севастополя в 1854-55 годах. Итак, на сегодняшней войне наши женщины продолжили эти традиции – и кое-что добавили.

Это ‘что-то", возможно, было новой ободряющей формой женственности, которую, казалось, воплощала Павличенко и которая потребовалась бы для победы в войне. Павличенко, которую один репортер назвал ‘первой амазонкой Красной Армии, посетившей столицу", начала свое турне, когда Британия и Америка оценивали боевой потенциал женщин. Журналисты изо всех сил пытались примирить молодую, ухоженную русскую женщину с опытным убийцей, которая ощетинилась на вопросы о том, ‘пользуются ли девушки губной помадой на передовой и какой цвет они предпочитают’ и ‘какой цвет предпочитает леди Павличенко и какой цвет ей нравится?’ Столь же нежелательными были упоминания о ее "высоких русских сапогах", "униформе цвета хаки с алой отделкой’ и фигуре, которая считалась ‘немного полноватой, как у большинства русских женщин’.

Прирожденные бойцы

Павличенко не нравилось опошление ее военной карьеры и, как следствие, всех советских женщин, которые массово вступали в армию для защиты своей страны. Когда в Чикаго ее спросили, почему она выбрала такую профессию, Павличенко ответила ссылкой на Второй фронт: ‘Джентльмены, мне двадцать пять лет, и я уже успела убить 309 фашистских захватчиков. Вам не кажется, джентльмены, что вы слишком долго прятались за моей спиной?’ Она подразумевала, что женщины берут на себя естественную роль мужчин в качестве комбатантов, и ситуация, которая будет исправлена, когда больше из них поступит на службу.

На самом деле обучение Павличенко владению оружием началось еще до войны, вместе с тысячами других советских школьниц, в рамках военизированной спортивной организации. Когда вторглись немцы, Павличенко "прибегла ко всевозможным уловкам, чтобы попасть [в армию]‘ и сначала служила в "отряде истребителей", чтобы избавиться от немецких десантников в составе 25-й стрелковой дивизии Красной Армии. Она открыла счет своих снайперов во время обороны Одессы, которая проходила на ранней стадии операции "Барбаросса" , и, несмотря на ранение, вскоре увеличила его до 187. После падения Одессы она провела еще восемь месяцев, защищая Севастополь, где вместе со своим напарником (решающие отношения, поскольку снайперы тренировались и действовали вместе) уничтожила наблюдательный пункт противника и регулярно дралась на дуэлях с немецкими снайперами. Ее подразделение было разгромлено, но она выжила, хотя и была ранена, и ее эвакуировали на подводной лодке в Новороссийск.

Мария Бочкарева и Эммелин Панкхерст в России, 1917 год. Алами.
Мария Бочкарева и Эммелин Панкхерст в России, 1917 год. Алами.

Подвиги Павличенко казались такой чистой формой женского патриотического самопожертвования, что они завоевали ей дружбу не только Элеоноры Рузвельт, которая принимала ее в Белом доме, но и других знаменитостей во время ее турне по Америке. Поль Робсон спел для советских делегатов, и на приеме Чарли Чаплин заметил, целуя пальцы Павличенко: ‘Просто невероятно, что эта маленькая ручка убивала нацистов, косила их сотнями, без промаха, с близкого расстояния’. Она была представлена на обложке журнала "Советская Россия сегодня" с биографическими подробностями, которые соответствовали древним представлениям о женщинах-воинах. В детстве она была ‘сорванцом " и довольно непослушной в классе ... Я увлекалась спортом всех видов, играла во все мальчишеские игры и не позволяла мальчикам ни в чем себя превосходить. Так я занялась меткой стрельбой’. В статье содержался призыв к американцам поддержать ‘Второй фронт’, тем самым обеспечив прочную международную дружбу, которая была увековечена фолк-певцом Вуди Гатри в его песне 1946 года "Мисс Павличенко’.

Когда делегаты приземлились в Лондоне, журналисты были так же готовы к встрече с этой "девушкой-снайпером из Красной Армии", как и она к встрече с ними. На мероприятии для прессы, где она давала обзор отряду ополчения 5 ноября, она предвидела те же "глупые вопросы", от которых страдала в Америке, поэтому предупредила: ‘Я ношу свою форму с честью ... Она была залита кровью в бою. Очевидно, что для американских женщин важно, носят ли они шелковое нижнее белье под униформой. Что означает униформа, им еще предстоит узнать. Она надеялась, что британские женщины окажутся более разумными.

Образец для подражания

Фактически, усилия британского правительства по привлечению своих женщин к поддержке военных действий включали в себя использование образов советских женщин, таких как Павличенко. Как выяснила историк Хлоя Уорд, они появлялись на пропагандистских плакатах, короткометражных документальных фильмах, театральных постановках, радиопередачах и книгах, поддерживая институциональные призывы к самопожертвованию женщин. Павличенко даже появилась в качестве персонажа в комедии 1944 года "Рыжеволосый Пипит". ‘Лейтенант Ольга Боколова’ по мотивам Павличенко поет ‘Интернационал’ вместе с Нэнси, участницей Женской сухопутной армии. Это был умный подход, поскольку Павличенко во время своего турне 1942 года уже завоевала восхищение женщин.

Они собрались толпой, чтобы послушать снайпера Красной Армии. Обозревая лондонское ополчение, Northern Daily Mail отметила, что ‘каждое окно в Министерстве [информации] было забито девушками-клерками, жаждущими увидеть русскую женщину-солдата’. Пропаганда внушала им восхищение этой освобожденной советской женщиной, которая во время посещений заводов поддерживала право работниц на равную оплату труда, не одобряла того, что ее не пустили на военный корабль, а в Манчестере выступала за отмену запрета на обучение женщин оружию. После посещения пожарной части на Лондонском мосту она предположила, что женщины Великобритании ‘при необходимости будут сражаться плечом к плечу с мужчинами, как это делали женщины России’.

Читательницам Daily Record было предложено сделать выводы о том, насколько они пригодны для службы. Типичным примером было объявление о наборе в Королевские ВВС, которое сопровождалось репортажем о посещении завода Павличенко в декабре 1942 года. Под фотографией женщины-механика надпись гласила: ‘Эти девушки знают свой самолет с полуслова после нескольких месяцев обучения. И все они любят свою работу ... Это великолепная работа, ответственная и увлекательная: и у тебя есть масса шансов полетать. У британских женщин теперь была возможность подражать героиням своих союзниц, несмотря на неравную оплату.

Советская Россия сегодня, октябрь 1942 года. Авторская коллекция / Фотоистория сегодня.
Советская Россия сегодня, октябрь 1942 года. Авторская коллекция / Фотоистория сегодня.

Хотя британские журналисты задавали меньше вопросов об одежде и макияже, они по-прежнему подчеркивали ‘женственные’ качества Павличенко. В Manchester Evening News ей сделали комплимент за то, что она "курила сигарету изящнее, чем дебютантка Мэйфейра, когда шла к своей машине среди ликующей толпы работниц’. Газета Yorkshire and Leeds Intelligencer описала ее как "не рослую великаншу", но "симпатичную, с орлиными чертами лица и ослепительной улыбкой", в то время как обозреватель Liverpool Daily Post отметил, что ‘она ... несомненно, привлекательна в своей форме цвета хаки с красным воротником и начищенных русских сапогах. Павличенко хладнокровно наблюдала за редукционистским отношением СМИ, написав: ‘На меня смотрят как на курьез, как на предмет газетных заголовков, как на предмет анекдотов’.

Как бы часто пресса ни вспоминала дебютанток, игривые улыбки и блестящие русские ботинки, многих по-прежнему глубоко выбивала из колеи Павличенко, особенно ее отношение к убийствам. Элизабет Тенни была студенткой Вашингтонского университета в Сиэтле в 1942 году, когда она принимала Павличенко в своем женском клубе. Хотя Павличенко путешествовала с Элеонорой Рузвельт и ‘группой иностранных студентов’, у которых был столь же невероятный опыт войны, именно показания русского снайпера преследовали Тенни. По ее воспоминаниям.:

Немцы убили ее мужа и маленьких детей и уничтожили остальных членов ее семьи. Она взяла винтовку и ушла в лес, чтобы преследовать нацистских солдат. Одного за другим она убила около 309 человек, иногда прячась в лесу всю ночь, чтобы сделать хороший выстрел. К настоящему времени она убила больше вражеских солдат, чем любой другой россиянин, и получила высшую медаль за храбрость от советского правительства.

На приеме в Белом доме Павличенко рассказала похожую историю, когда миссис Рузвельт спросила, как она, будучи женщиной, могла стрелять в немцев, лица которых видела в прицел своей винтовки. Она ответила: "Я своими глазами видела, как убили моего мужа и детей. Я была рядом с ними’. Нью-Йорк Таймс процитировала объяснение Павличенко о ее ‘сложных эмоциях’ в бою: ‘Единственное чувство, которое я испытываю, - это огромное удовлетворение, которое испытывает охотник, убивший хищного зверя’. Этим опытом поделились другие женщины-снайперы, такие как Аня Мулатова, которая преодолела свою первоначальную брезгливость и с радостью протыкала раздутые немецкие трупы штыками, "чтобы выпустить газ’. Но, возможно, для западной аудитории деталь мести за смерть ее мужа и ребенка послужила смягчению того, что казалось безжалостным качеством, которое женщины редко демонстрируют на публике.

Девушка с плаката

Советские военные власти, вероятно, выбрали Павличенко, потому что она соответствовала определенным требованиям пропаганды: она была снайпером, подлинным представителем коммунистической молодежи и красноречивой студенткой университета, имеющей связи со службами безопасности через своего отца. Но ее биография нуждается в уточнении. Хотя она была студенткой, в 1941 году она также была матерью-одиночкой с сыном Ростиславом, родившимся в 1932 году, когда ей было 15 лет и она вышла замуж за сокурсника. Вскоре пара развелась, и Ростислава воспитывала бабушка, что позволило Людмиле работать, учиться и в конечном итоге стать снайпером. Итак, Павличенко не потеряла ни мужа, ни ребенка от рук нацистов, когда пошла добровольцем на военную службу – только две из многих деталей изменены для всеобщего обозрения.

Каким бы ни было ее влияние на британских или советских женщин-новобранцев, Павличенко, погибшая в 1974 году, была увековечена в популярной культуре как исключительная женщина-воин. Но, как и многие из 800 000 женщин, служивших в Красной Армии во время войны, ее наследие было в значительной степени беллетризовано в российском фильме "Битва за Севастополь" (2015) и мемуарах, переведенных на английский в 2018 году, "Леди Смерть". Жестокая реальность военного опыта женщин и его болезненные последствия замалчивались до относительно недавнего времени. Светлана Алексиевич, чья история 1985 года " Неженственное лицо войны " наконец-то дала слово этим женщинам-ветеранам, описала их коллективный опыт как разоблачающий "мужскую культуру, которая узаконивает войну " ... [Это] чудовищно, форма каннибализма’.

Джули Уилрайт - автор книги "Сестры по оружию: женщины-воительницы от древности до Нового тысячелетия" (Издательство Osprey Publishing, 2020).

Опубликовано в История сегодня Том 70, Выпуск 4 апреля 2020 г.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В  честь   кануна  настоящего  Нового  года  предлагаю  вашему вниманию  шедевр из  телеграмма. Трансляции начинались, сменялись сюжеты, а Владимир Рудольфович работал, не покладая рук. "Похабная студийка", – думал стажёр, – "Но до ...
Люблю тебя я, сумрак предосенний,  Закатных вечеров торжественный разлив…  Играет ветерок, и тих, и сиротлив,  Листвою прибережних ив,  И облака гуськом ...
Пью растворимый кофе нескафе. Ещё полкружечки осталось. Могу не дотянуть. Чота сильно блевотно. ...
60 лет назад Космонавт-2 Герман Титов прилетел в Москву на Ил-18, которым сам же и управлял большую часть пути (это тоже входило в программу послеполётного тестирования возможностей). Во Внуково его встречала партийно-правительственная элита СССР - по традиции, заведенной 14 апреля, когда ...
Господа, подскажите, а есть ли в Питере живые конторы, которые выкупают и вывозят легковые автомобили на металлолом? Например, некоторое время назад функционировала "Бостон-М", но последнее время трубку не берут. ...