люди идеальных устремлений

"Осознавая себя человеком идеальных устремлений, традиционалист живет в совершенно ином нравственном пространстве - пространстве двойного морального стандарта. И это порождает целый спектр характерных феноменов, самым невинным из которых будет искренняя без- а, вернее, до-нравственность, то есть синкретическое соединение кланово-племенной патерналистской морали с голыми декларациями общего характера. Над этим высится целый букет из ханжества, демагогии, цинизма, показного покаяния, мазохистского самобичевания и тайной гордыни, и других радостей русской жизни.
Казалось бы, такое положение вещей должно рождать вопрос о природе должного: откуда, собственно, оно взялось, так ли оно прекрасно, выполнимо ли вообще? Однако в рамках традиционного сознания подобный ход мысли полностью заблокирован. И тем более невозможна мысль о том, что противоречащий человеческой природе идеал-норматив безнравственен и опасен, ибо несет в себе ложь о человеке, о его объективной природе, И эта ложь вносит свою лепту в бесконечную цепь обманов, насилия и крови. Ложь и ханжество традиционалист темпераментно отрицает, а кровь и насилие во имя «великих идей» трактует в духе бытового ницшеанства.
В соответствии, с социоцентристской логикой насилие и кровь трактуются как свидетельства величия идей и верований. Рассмотрим одно высказывание: «Сконструированная Иосифом Сталиным по кирпичику советская цивилизация сердцевиною своей имела ре-прессивную диктатуру, погубившую миллионы русских. Но большинство оставшихся в живых простили Сталину кровь. Ради <...> [коммунистической] <...> утопии, уместившей в себе идеал Великой России, русским казалось уместным убивать, умирать и <.„> работать так, как никому не снилось». Здесь все прекрасно. Поскольку идеал относится к сфере должного, вопрос об истинности и воплотимости его бессмыслен. За эти идеи массы людей долго убивали и угнетали друг друга.
Количество жертв - критерий подлинности должного, т. е. великого, духовного, русского. В этом ряду лежит высказанная М. Лобановым мысль: охаиватели советского семидесятилетия игнорируют «тот факт, что по драматической духовной напряженности народного бытия этот период сравним с высшими точками мировой истории». При всей чудовищности этих суждений с точки зрения сознания, ориентированного на гуманистические ценности, надо признать, что здесь последовательно и бескомпромиссно заявлено традиционное российское мироощущение. Идеал или должное - высшая и абсолютная ценность. Социальное целое, т. е. государство, есть экспликация идеи на земле. Русская идея - сила языческая, время от времени (лучше чаще) она требует человеческих жертвоприношений, и это прекрасно, поскольку в борении и крови рождается великая вера и творятся великие свершения.
Здесь мы сталкиваемся с особым феноменом языческого сознания - архаическим переживанием ритуального жертвоприношения. Смысл этого ритуала состоит в том, что жизненная энергия жертвы питает собой духовную субстанцию языческого божества. Соответственно, чем больше приносится жертв (не важно - пленников, инородцев, своих) тем большая энергия перекачивается в «эгрегор» божества, тем больше его мощь, сила и величие. Языческий идол в буквальном смысле питается ритуальными жертвами."
|
</> |