Любовь к себе?

топ 100 блогов firecutter11.04.2011 (Это можно считать продолжением и расшифровкой предыдущей записи, может быть и лишним продолжением, так как в комментах я многое детализировал.)
«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?»
(Лк 10:25-29)


Я неслучайно прервал цитирование на вопросе.
Несколько последних дней натыкаюсь в интернете на подобного рода сентенции: «Братья-сёстры христиане, давайте ж наконец научимся любить самих себя».
Даже целую проповедь на эту тему слышал: раз, дескать, любить ближнего нужно, как себя, то сначала надо себя и возлюбить.

Я с этим спорить не буду, потому что по-человечески тут всё понятно и логично.
Но есть в этой позиции и некоторые подводные камни.

И первый камень — сама позиция человека, требующего разъяснений.
Ведь даже такой простой вопрос, как «кто мой ближний?» при попытке объяснения может вывернуться наизнанку. Если мы прочтём притчу дальше (я не буду цитировать целиком), то найдём в конце её удивительные слова:
«Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.»
(Лк 10:36,37)


Так кто кому ближний и кто кого должен возлюбить? Самарянин ближний побитому, или побитый самарянину? Самарянин возлюбил побитого и потому помог ему, или же побитый должен возлюбить самарянина, потому что тот оказал ему милость? Перевёртыш? С человеческой точки зрения вопрос остался без прямого ответа. Однако каким-то чутьём мы понимаем — мы все друг дружке ближние... Потому что «иди и поступай так же» ставит всё на свои места — поступать надо не так, как левит и священник, а как самарянин.

Но вот что удивительно: «перевёрнутый» ответ на вопрос фарисея является прямым ответом на вопрос, который не задан в Евангелиях, но часто задаётся в жизни: Как это — как самого себя?

А вот так! Ты бы хотел, чтобы тебе в твоей беде помогли, или хотел бы, чтобы прежде убедились в твоей ритуальной чистоте? И думал бы ты в своей беде о любви к самому себе? Не думал бы, а лежал и страдал и ждал помощи. И самарянин вряд ли учился прежде любить самого себя, он просто сжалился и сделал.

В другом месте (которое я люблю цитировать) сказано: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.»
(Лк 9:23)


Второй камень — психологический.
Не любовь к себе, не ненависть тем более, а отвержение. Забудь себя. Если самарянин задумается о любви к себе, он вряд ли станет платить за лечение незнакомого человека — самому деньги всегда нужнее.

Этот рецепт на первый взгляд выглядит парадоксально. Куда понятнее, если ты будешь напоминать себе, что ты не просто так абы кто, а образ и подобие Божье, величайшее из творений, да ещё усыновлённое. Да, это некоторое время может поднимать самооценку. Но к любви оно не имеет никакого отношения. Вспомним кого-нибудь, кого мы не любим (президента или премьер-министра, например) — они такие же образы и подобия Того же Бога, что и мы. Делает ли это осознание их более достойными любви нашей? Нет, это им ничего не прибавляет, они в этом смысле равны всем остальным.

И мне повышение или понижение самооценки ничего не прибавит. Потому что с одной стороны я образ и подобие, а с другой — «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.» (Пс 13:3), а значит, и я таков же.

Эйфория и депрессия при таких раскладах равно возможны (и на практике равно ожидаемы). Значит выход один — выйти из этой системы координат, исключить психологические, душевные факторы и вопросы, отвергнуть самооценку в принципе и просто делать дела веры и милосердия.

Вот, наверное, главный аспект самоотвержения — не в том, чтобы перестать заботиться о своей плоти, а в том, чтобы заботиться о других. А плоть для этого водрузить на крест, чтобы она не диктовала условия и не занималась само-любованием-бичеванием.

Это и в мире работает. Выражение «самоотверженный труд» понятно многим. Так вот, кто не знает — оно должно быть нашим!

Ещё раз напомню — отвержение не есть самобичевание, чтобы меня поняли правильно. Оно в перемене системы координат: не я и мои ощущения являются мерилом всех вещей. А кто? В идеале — Бог, Христос. Он-то Себя отвергнулся не ради того, чтоб страдания испытать, а ради того, чтоб я жил. Он не о Себе думал и не оценивал Себя с позиции личных ощущений. Он выполнял волю Отца. А воля Отца, опять же напоминаю для тех, кто попытается свести это к евангелию страдания, не в том, чтоб Сын пострадал, а в том, чтоб люди спаслись.

Начать с любви к себе, конечно, можно. Я в юности читал книги о психологии сексуальных отношений, в некоторых тоже предлагалось начать с онанизма. У этого способа есть противники и сторонники, но разницы между ними никакой нет. Потому что любовь к ближнему ли, к супругу ли, только тогда любовь, когда направлена вовне. И когда открыты все ворота для ответного чувства. Она возможна только при незамкнутой системе.

Но давайте уж будем честны: по-настоящему онанизм это не секс, потому что для настоящего секса нужны как минимум двое. Настоящая любовь в одиночку тоже невозможна. Иначе неминуемо раздвоение личности, а это уже болезнь. (Вот, кстати, и настоящий парадокс: отвержение себя на практике - прекращение этого раздвоения, воссоединение с самим собой).

И третий аспект: собственно цель всех движений. А цель указана в процитированном отрывке: наследование жизни вечной.

Цели могут быть разные. Хорошее реноме - тоже хорошая цель. И богатство хорошая. И замужество-женитьба. Но когда всё определяется только земной целью, то в психологию на границе с онанизмом сползёшь волей-неволей. Только вечность может помочь определить правильные ориентиры. Я бы даже сказал - она и есть единстенный ориентир, в отрыве от неё никакие ви́дения и пророчества абсолютно ничего не значат, и подвиги тоже бессмысленны, если всё окончится могилой. И она же делает бессмысленными эти поиски смысла в замкнутом круге плоти. Зачем я живу? Чтобы не умереть! Не верите?

Видите, достаточно лишь правильно поставить цель, как многое станоится ясно.

Так что возлюбить себя — это хорошо и приятно, но, как говорил Ап. Павел, «я покажу вам путь ещё превосходнейший».
И напомню на всякий случай, что «человекам это невозможно».
А развенчание этого парадокса нетрудно найти в наших учениях...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
46 лет назад, 26 октября 1976 года, ЦК КПСС издал постановление о введении "рыбного дня". Рыбным днём был назначен постоянный день недели - четверг. Многие предприятия общественного питания в этот день не включали в меню никаких мясных блюд, что вызывало недовольство у рабочих и ...
Глянула на ул. а там так высветило все красиво солнышко, вышла и совсем удивилась. Я уже видела у нас эти облака, страшное зрелище было, наблюдала из с 21.20 - 21.40, всего 20 мин. и всё исчезло. Была так же радуга и гром гремел, молния 1 раз веркнула. Тихо, дождя нет. В общем ...
Мой друг в любви - не дилетант, он - профи, И я в него беспечно влюблена! Он намекнул на секс мне... через кофе! Что буду им довольна я сполна. ...
Мы тут на работе регулярно балуемся какими-то службами доставки еды, поэтому за короткий период накопился небольшой списочек. Опишу только свои впечатления Итальянский квартал - самая вкусная пицца из тех, что нам удалось заказать с доставкой. ...
" Да нет, конечно ", - опроверг г-н Песков сообщение о направлении в Венесуэлу 400 российских бойцов ,  с улыбкой добавив " У страха глаза велики ", и в Сенате с ним полностью согласны: " Это очередная пропагандистская утка... а если президент Мадуро и... то ...