
Любовь к «Двум капитанам»

Пост рекомендуется читать вот под эту музыку:
Недавно я участвовал в очередном
опросе про десять книжек, которые нужно прочитать в детстве. И, как
всегда, включил в этот минимум «Два капитана». По-моему, это
единственный выдающийся приключенческий роман, оставшийся нам от
всех семидесяти лет советской литературы и всех ста тыщ членов
Союза советских писателей.
В тот же день -
так совпало - из издательства «Захаров», куда часто приходит
адресованная мне корреспонденция, доставили вот такое письмо:
Сначала я, как и вы, засмеялся на
«добрый взгляд в клетчатой рубашке». Потом прочел в японской газете
статью про человека, который в немолодом уже возрасте полюбил
Россию и решил выучить русский язык. Восемь лет, по чуть-чуть, он
переводил толстенный том с языка, которого вначале почти не знал.
Боялся, что не хватит жизни. Но ничего, хватило. Японцы – они
упорные. Нашлось и издательство.
К письму
прилагалась книжка:
Не волнуйтесь, перевод вполне
точный, я проверил. У Фудзимацу-сан была русская учительница,
заразившая ученика любовью к «Двум капитанам». Она следила, чтобы в
тексте не было смысловых ошибок.
И я вспомнил, как
в десятилетнем возрасте под нажимом матери взял в руки пузатую
растрепанную книжищу, неохотно открыл ее. Меня гораздо больше
интересовал другой капитан – Сорви-Голова, а мать говорила, что
это дурацкое чтение. Какой-то у нас там произошел торг.
Например, что сначала я читаю Каверина, а потом, так и быть,
Буссенара.
Как же гениально
начинается роман! Письмо без адреса, вынутое из сумки мертвого
почтальона, приходит в скучный, приземленный мир из совершенно иной
реальности, где живут красивые, возвышенные люди, которые
занимаются красивыми, возвышенными (пускай непонятными – это еще
лучше) делами.
Тут, собственно, формула
всей приключенческой литературы. Каждый раз, когда я, сам став
автором приключенческих романов, отходил от этого принципа, книга
получалась кислой.
А лозунг «Бороться
и искать, найти и не сдаваться», в котором бесполезно искать
рациональное зерно (чему «не сдаваться?») – это, конечно, дзэнский
коан. Логики в нем и не должно быть, лишь толчок к обретению
сатори.
|
</> |