любопытные размышления за авиацию и разведку

https://t.me/Trody_pludov
Добрый день, мои юные радиослушатели! На связи ваша любимая рубрика "Не могу понять!.."
По граблям громких масштабных успехов ВС РФ в последние недели не попрыгал только ленивый. Ясное дело, что Извечный Русский Вопрос "Кто виноват?!" далеко опередил по популярности другой Извечный Русский Вопрос "Что делать?", оставив третий Извечный Вопрос Русской Интеллигенции - "Едят ли курицу руками?" - вообще не у дел.
В качестве дисклеймера: "я не ракетчег, я филолог" ©️, к инсайдам не допущен и делюсь лишь результатами бессонных наблюдательных вахт на клотике моего боевого дивана.
Итак. Согласно крайним обнародованным на текущий момент данным - брифингу официального представителя Министерства обороны Российской Федерации Игоря Конашенкова
(https://iz.ru/1404348/2022-10-02/karta-spetcoperatcii-na-ukraine-2-oktiabria)
- ко 2 октября сбито 310 самолетов и 155 вертолетов из 98 самолетов и 112 вертолетов, которыми располагала Украина на начало СВО
(https://lenta.ru/news/2021/12/10/af/) (там дальше цинк на defence-ua.com).
Цифры как бы не бьются, с уважением, капитан Очевидность ©️.
Понятное дело, что возможны завышения числа сбитых и занижение собственных сил, но, насколько мне с дивана различимо, все-таки вряд ли суммарно троекратное.
Так что вполне однозначны пополнения. Собственного производства у Украины нет. Значит, иностранные поставки.
Об этом же говорят и официальные сообщения о сбитии в районах населенных пунктов Новоукраинка и Баштанка Николаевской области двух самолётов МиГ-29 ВВС ВСУ, переоборудованных под применение американских противорадиолокационных ракет HARM
(https://iz.ru/1400814/2022-09-25/vks-rf-sbili-pereoborudovannye-pod-rakety-harm-dva-mig-29-ukrainy).
Вот тут хотелось бы остановиться чуть подробнее. МиГи-29 вообще, и МиГи-29, оснащенные HARM-ами, стали в последнее время частыми гостями в сводках МО РФ в разделе вражеских потерь, общее число сбитых самолетов данного типа, согласно официальным сводкам о потерях ВСУ, составляет несколько десятков единиц из 43 неприспособленных к применению HARM-ов машин данного типа в ВВС ВСУ перед началом СВО.
МиГ-29, согласно ехидному народному определению злоязыких острословов от авиации, представляет собою идеальный самолет завоевания господства в воздухе над ближним приводом (~1000 м от торца ВПП), а отдельные выдающиеся отличники боевой и политической подготовки способны вести бой даже над дальним приводом! (~4000 м от торца ВПП). Вне зависимости от модификации МиГ-29, его боевая дальность довольно скромна - 500 км плюс-минус. Можно много рассуждать о том, что оснащенные HARM машины не барражировали в выжидательном районе, а шли напрямую на предварительно разведанную цель, что сокращает расход топлива...
... НО. В любом случае сбитие украинских МиГ-29 над Донбассом, Херсонской, Николаевской, Днепропетровской областями означает, что поднимались эти самолеты не с аэродромов Ивано-Франковска, Тернополя и Черновцов - дальности не хватит.
Далее, самолеты вообще, и истребители в частности, в самопроизвольном произрастании на аэродромах - пусть даже и на богатых украинских черноземах - замечены не были. Самолеты прибывают на аэродромы либо "своим ходом", применительно к авиации "своим лётом", либо по земле на грузовиках или в железнодорожных вагонах.
Хоть и не интересовался особенно сильно этим вопросом, но, тем не менее, не слышал, чтобы украинцы улучшали и укрепляли свои дороги до стандартов ВПП, дабы при необходимости принимать самолеты просто на усиленные участки дорог (как это делают Швеция и Белоруссия), и оборудовать ТЭЧ в любой реквизированной сельской мастерской, решительно подвинув трактора и комбайны.
Не слышал также и о том, чтобы Украина вложила бешеные средства в строительство десятков сотен тысяч миллионов аэродромов для своей боевой авиации.
Наконец, рост ЛТХ современных ЛА привел к соответствующему ухудшению их взлетно-посадочных характеристик, времена, когда авиации под каждым листком был готов и стол, и дом, миновали примерно век назад. Ушла в прошлое и фабула классики советского кинематографа "Хроника пикирующего бомбардировщика" - где, если вы помните, практически весь фильм герои искали тщательно замаскированный немецкий полевой аэродром. Современные самолеты работают со стационарных бетонированных ВПП, на которые выкатываются после сборки/ремонта из ТЭЧ - и размеры этих объектов и их приборное оснащение, светящее во все стороны и во всех диапазонах электромагнитных волн, исключают их скрытное расположение на опушке рощицы "Безымянная", что в полутора километрах по болоту от заброшенного хутора Малые Пидсвинки, так что пока не выкатят из-под масксетей из глубины леса истребитель к торцу ВПП - нипочем не догадаешься, что здесь аэродром!..
И все эти аэродромы, будучи осколками бывших некогда едиными ВВС ВС СССР, российской стороне известны...
... однако возможность для самолетов ВВС ВСУ безболезненно подняться в воздух заставляет предположить, что ВС РФ не контролируют перемещения ни по воздуху, ни по земле даже у столь критически важных немногочисленных стационарных объектов, как военные аэродромы противника.
Хммм... не крепковато ли взяли?
Да нет, не крепковато. Если вспомнить недавнюю историю о том, как под ударом ВСУ части Российской армии вынуждены были перегруппироваться в Харьковской области. Закон сохранения вещества учит нас, что живая сила, боевая и вспомогательная техника, боеприпасы, ГСМ и все остальные подобающие виды довольствия из воздуха не конденсируются и на полях не произрастают, аки лебеда. Ежели что-то куда-то прибыло - значит, что-то откуда-то убыло! ©️, и либо долженствует предположить, что украинская сторона испытала в боевой обстановке телепортацию, трансгрессию, нуль-транспортировку и иные высокотехнологичные формы переброски войск, либо что ВСУ владеет секретом сева зубов дракона и большим количеством посевного материала, однако взошедшие воины, в противовес греческому мифу, не блещут медью доспехов и бронзой мечей, но восходят прямо в комках и брониках, с РСЗО, буксируемой и самоходной артиллерией и беспилотниками... ну либо-таки предположить, что украинская сторона смогла произвести маневр войсками, скрыв его от российской стороны.
Понятно, что украинская сторона и стремилась к скрытности своих перемещений; понятно, что существуют способы организации марша, способствующие сохранению скрытности, и тэ дэ и тэ пэ nec plus ultra. Однако никакие "скрытность" и "маскировка" не позволят свернуть танк вчетверо и затолкать в багажник легковушки, уместить HIMARS или CAESAR в кузове "Газели" или еще какого "Портера", разложить БК HIMARS-а по клетчатым сумкам захыстников и, выдав их за "челноков", отправить в район сосредоточения электричкой своим ходом - малой скоростью или перебросить хотя бы мотострелковую роту со штатными БТР/БМП "типа на маршрутках". Созданный ВСУ на участках наступления локальный перевес в силах в лучшем случае проморгали. "В лучшем" - потому что если знали, но не предприняли контрмер - это гораздо хуже.
Но что означает даже наилучший исход? Только одно: ВС РФ не способны уверенно контролировать перемещения авиации и наземных войск ВСУ даже в "ближней" прифронтовой зоне. Либо не располагают заслуживающими упоминания резервами, необходимыми для купирования контрвыпадов противника.
И то, и другое положение, скажем так, как минимум довольно неприятны, но более того, выдвигают на повестку дня собственно вопрос о превосходстве ВВС ВС РФ в воздухе.
Принято считать ©️, что самоценность превосходства в воздухе невелика, ценность его немедленно конвертируется в относительно безболезненные действия собственной авиации по войскам противника, по его коммуникациям, складам и тылам и предотвращение аналогичных действий со стороны ВВС противника. Коль скоро противник в состоянии беспрепятственно производить крупномасштабные (для условий данного театра) перегруппировки своих войск в ближней прифронтовой зоне и успешно реализовывать созданное в ходе таких перегруппировок численное превосходство, IMHO следует признать, что ни одна из сторон не имеет выраженного превосходства в воздухе - украинские войска силами своей ПВО препятствуют эффективной боевой работе ВВС ВС РФ по своим войскам и тылам, ближним и тем более дальним, ВС РФ силами своих ПВО и ВВС препятствуют эффективной боевой работе ВВС ВСУ по своим войскам и тылам.