Любительское киноведение: "Cadillac Records"
wolk_off — 09.01.2011
С некоторым опозданием посмотрел "Cadillac Records"
(пришлось дождаться дешёвого русского DVD, т.к. в Америке видел на
прилавке за 27 долларов и сразу же почувствовал на горле холодную
липкую руку жабы).Ну, что я могу сказать? Из двух братьев Чесс на экране почему-то остался один (а именно Леонард), Фил как будто и не существовал. Роскошная (и, на мой взгляд, очень кинематографичная) история иммиграции Чессов в США и мучений на Эллис-Айленде, в результате которых братья Лейзер и Фишль Чиж стали братьями Леонардом и Филипом Чесс, вовсе не показана, но да и фиг с ней.
Авторы отчаянно пытаются сохранить историческую канву событий, но при этом Леонард Чесс (актёр Эдриен Броуди) выглядит в день своей смерти (когда ему было 52 года) совершенно так же, как в первых кадрах фильма, где ему (согласно реальной истории) 26.
Решение пригласить на роли великих блюзменов 40-60-х гг. современых рэперов (Мос Деф в роли Чака Берри) и комиков (Седрик-Увеселитель в роли Уилли Диксона) наверняка маркетингово оправдано, но что Мос не тянет на Чака, что Седрик на Диксона - это совершенно точно, тем более, что вместо использования оригинальных фонограмм (как в фильме Ray) режиссёр Дарнелл Мартин заставил исполнителей ролей перепевать и даже переигрывать классику чикагского блюза.
На своём месте только четверо: певец и хореограф
Коламбус Шорт в роли Литтл Уолтера, Бейонсе в роли Этты
Джеймс (вот её материал перепет отлично, хотя от оригинальной
резкости Этты остались одни сопли в сахаре, ну так соул от
чикагского блюза именно этим и отличается), британский (!) актёр
Иэмонн Уокер в роли Хаулин Вулфа (очень мало похожего на
реального Вулфа, но при этом очень крутого!) и, как ни странно,
актёр Джеффри Райт в роли Мадди Уотерса. Его перепевки
классики Мадди всерьёз слушать, конечно, нельзя, зато он - более
сильный драматический актёр, чем рэперы и комики, и переигрывает
начисто всех, включая главного героя (Чесса) - кроме, разве что,
Шорта-Уолтера.
Слева на фото -
представьте себе, Леонард Чесс и Этта Джеймс. Сравним с тем, как
они выглядели на самом деле.И всё-таки попытки впихнуть всю историю лейбла (почти четверть века!) в один фильм, ничего не опуская, да ещё и выкопав в этой историии некую лирическую линию (по фильму, главное событие в жизни Леонарда Чесса и истории его фирмы - это якобы существовавшие его романтические отношения с Эттой Джеймс), заранее были обречены на провал, тем более что история эта почему-то происходит в каком-то вакууме. Блюз Чикаго показан каким-то маленьким, замкнутым мирком, который никак не связан с обществом, которое его породило, и никак не реагирует на происходящие в этом обществе изменения.
Хотя на самом деле реальная история "Чесс Рекордс" - это драма именно историческая, драма перелома истории музыки под воздействием истории общества. В реальности "Чесс" конца 40-х, созданная как малый бизнес для обслуживания замкнутого "цветного" сектора рынка, трижды проходила радикальную ломку рынка: первый раз - в середине 50-х с приходом рок-н-ролла (а "Чесс" получила огромные дивиденды от этого слома - у них ведь был Чак Берри), второй - с потерей блюзом чёрной аудитории и обретением белой (студентов колледжей, взбудораженных фолк-бумом начала 60-х) и третий - убивший "Чесс" приход рок-музыки во второй половине 60-х. И эти сломы рынка были вызваны не изменениями музыкальных вкусов, как показано в фильме, а радикальными изменениями в обществе, которые в том числе выражались изменениями в музыкальных вкусах. А в фильме даже одежда людей на улицах почти не меняется - и это с 1947 по 1969 годы!
В общем, при всём явно трепетном отношении создателей фильма к блюзовому "мирку", при значительной достоверности музыкальных эпизодов (как происходящих в студии "Чесс" - хотя в фильме это всегда одна и та же студия, тогда как в реальной истории их было, последовательно, ТРИ; так и показанных в блюзовых клубах) - это, возможно, неплохой фильм о музыке, но намного более слабый фильм о людях, которые эту музыку делали, и уж совсем никакой - о времени, когда эта музыка создавалась.
"Нэ так всо это било, савсэм нэ так".
Осталось посмотреть "Who Do You Love", где, говорят, история Chess Records рассказана совершенно по-другому (и там есть Фил Чесс!).
Ну и на закуску - видео: Иэмонн Уокер изображает Хаулин Вулфа. В своём роде недурно. Why dontcha hear me cryin'?
Хотя настоящий Вулф всё равно делал это лучше!
Айдентика бренда: визуальный язык вашего бизнеса
Колобок ржал
Модена
И вроде уже Вторая Мировая война...
Началось: синостов выпиливают везде
Как молоды они были... 50 лет тому взад.
Эх-ма, хохлома
Листая старые страницы

