Лукавый раб
ogreshin — 09.12.2010 Тимофей дал ссылку на проповедь Лурье (полив -- справедливо -- ее из мэмомёта).В общем, тимофеев реквест такого рода б-гомыслию -- "Бог вас не любит, но Он любит вас _кагбэ_" -- можно отнести и к Феофилакту болгарскому.
Ключевое слово в притче, думаю: УБОЯВШИСЬ (Мф. 25, 25; Лк. 19, 21) (fobe/omai: бояться, пугаться, устрашаться, опасаться, быть в страхе). Чего он, этот раб, боялся? Что за странное объяснение он дает:
-- Потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
Нелогично как-то звучит. Не в кассу. И господин так и отвечает:
-- Твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
А вот именно что раб боится ЖЕСТОКОСТИ господина, о которой он "знает". "Знает" тут в кавычках, ибо "знание" это -- проявление серьезного недоверия Богу. Кстати, у Луки слово "ЖЕСТОКИЙ" читается в оригинале au'sthro/v (суровый, строгий, резкий, жесткий), а у Матфея -- sklhro/v (жесткий, твердый, тугой, жестокий, трудный). В Лексиконах Стронга поясняется, что "(sklhro/v) говорит о
бесчеловечности, жестокости характера, а (au'sthro/v) говорит о строгости или суровости в общем. Т.е. Лука, по обыкновению, еще смягчает Матфеев ригоризм. Лукавый раб видит Бога как ЖЕСТОКОГО хозяина -- СКЛЕРОС -- поэтому он его БОИТСЯ -- ФОБЕОМА. И все отношения с ним -- из чувства самосохранения, естественно -- сводит к минимуму. "На тебе твое. И больше меня не беспокой. Ох, как бы чего не вышло".
|
</> |