Лучший де Тревиль Советского Союза...
amarok_man — 30.11.2023

«Трагический комик» – так многие театральные критики определяли
амплуа Льва Дурова. А английские журналисты высказались еще
конкретнее, назвав актера «трагическим клоуном». «Он лучше всех
умел играть нечто подвижное, ртутное, нервное, взрывное, лукавое,
себе на уме», – писала о нем «Российская газета».
Будущий знаменитый актер родился 23 декабря 1931 года в Москве,
в бандитском и опасном в те годы районе Лефортово. Отец его
принадлежит к дворянскому роду Дуровых, из которых вышла знаменитая
династия русских цирковых артистов. Он был родственником
легендарных дрессировщиков Анатолия и Владимира Дуровых.

Отец мальчика Константин Владимирович сперва работал в
Союзвзрывпроме, а потом стал комендантом Лефортовского дворца. Мать
Валентина Игнатьевна работала там же архивариусом. Семье выделили
шестиметровую комнату прямо во дворце. В то время часть помещений
здания была разделена на узкие длинные комнаты. На два десятка
комнат – один санузел: дворцовые удобства были относительными. Там
и поселились Дуровы с сыном Левой и двумя дочками Людмилой и
Светланой.

Отец семейства Константин Владимирович Дуров «никогда в жизни ни
на кого не повысил голос, – рассказывала в одном их своих интервью
дочь Льва Дурова Екатерина. – А ведь Лефортовский дворец был
населен бог знает кем. И гопота там обитала, и шпана совершенно
адская. Но когда он выходил во двор, все переставали материться –
так его уважали».
Довоенное детство Льва Дурова было наполнено бесконечными
мальчишескими затеями, мелким хулиганством и драками. «Дрались
«до первой крови». Глаз быстро заплывал, но это не считалось.
Прицеливаясь и увертываясь, мы с противником утаптывали снег.
Вокруг стояли наши и с того двора и молча ждали окончания поединка.
Наконец «клюква рассыпалась по снегу». На этот раз ее сеял мой
нос». Это строки из автобиографической книги актера «Лев Дуров. В
жизни и на сцене».

В те годы шустрого драчливого мальчишку во дворе называли
«седой» – из-за светлых, да еще и выгоревших на солнце волос.
Бойкий и неуемный характер он проявлял и в школе, директор которой
называл Льва Дурова «самым плохим учеником Вселенной».
Его тогдашние старшие друзья – карманники и домушники – вполне
могли вовлечь Дурова-младшего в свои криминальные дела. Мог он
получить и нож под ребро: убийство в драке – обычное дело в таких
бандитских районах. Но когда началась война, все изменилось.
Отец ушел в ополчение, а подросший Лева вместе с другими
мальчишками стал дежурить в лефортовских дворах и тушить
зажигательные снаряды, которые сыпались с неба. Это было
ответственно: упавшую «зажигалку» надо было быстро отыскать по
крышам и чердакам, пока не загорелся весь дом. Так что все
лефортовские чердаки Лев Дуров знал как свои пять пальцев.
Еще до войны мальчишка успел поучаствовать в работе
драматической студии при дворце пионеров. Теперь же бывшие студийцы
выступали в военных госпиталях. Только репертуар у них изменился:
ребята ставили не классические спектакли, а отдельные номера,
которыми старались поднять настроение раненым. Лева Дуров, к
примеру, одновременно пел, отбивал чечетку и строил рожицы, чтобы
раненым было веселее.
Когда возобновились занятия в драматической студии Дворца
пионеров Бауманского района, Лев Дуров стал посещать их.
Впоследствии он рассказывал о педагоге этой студии Сергее
Серпинском: «Сергей Владимирович Серпинский был замечательный
человек. Он прекрасно играл на фортепиано, знал математику,
астрономию, выбивал из нас жлобство. Он был завлитом камерного
театра. В доме пионеров, когда закрыли Камерный театр, он вел
студию. В этой студии занимался будущий поэт Коля Добронравов, были
там Ролан Быков, Яков Холецкий (ЦДСА), замечательный актер Леша
Шмаков. Оттуда много вышло замечательных актеров».
В выпускном классе Дуров твердо решил поступать в театральное
училище, «а если не примут, то на завод».

Родители не слишком верили в его успех. Учителя – тем более. Но
Сергей Серпинский сказал «обязательно надо попробовать», и Лев
Дуров поступил с первой попытки! Спустя годы артист говорил, что
его приняли, потому что в тот период была «мода на простых героев».
В 1950 году он начал учиться в Школе-студии МХАТ, на курсе Георгия
Герасимова и Сергея Блинникова, у которого Дуров стал одним из
любимых учеников.

В 1954 году после окончания Школы-студии МХАТ директор
Центрального детского театра (ЦДТ) Шах-Азизов пригласил Льва Дурова
работать в свой театр. В сентябре актер пришел на первый в своей
жизни сбор труппы, где познакомился с легендарным театральным
режиссером Анатолием Эфросом, с которым потом работал, не
расставаясь и переходя вслед за ним из театра в театр, почти 27
лет.
В Театре на Малой Бронной актер не только выступал на сцене, но
и поставил как режиссер около 20 спектаклей, а в 2003 – 2006 годах
он был главным режиссером этого театра. В Театре на Малой Бронной
Лев Дуров проработал более 45 лет и оставался верен ему до
последнего дня.

В кино Лев Дуров начал сниматься в 1954 году, сразу после
окончания Школы-студии МХАТ и снимался постоянно, до самого конца
жизни. Играл в среднем по 3-4 роли в год. Большинство его работ в
кино были ролями второго плана. Кто-то из критиков назвал Льва
Дурова великим мастером эпизода. И действительно: иногда он
проводил в кадре всего 2–3 минуты, а вот в памяти оставался
навсегда.
Вот как вспоминал Лев Дуров о своей работе в фильме «Семнадцать
мгновений весны»:

«Я не хотел сниматься. Мне агента Клауса, такую мразь играть
приходилось. Но когда стал вчитываться – зацепился за такой момент.
Штирлиц спрашивает Клауса: «А вы не пытались писать?» И Клаус
отвечает: «Нет». Когда я играл это, то сделал паузу в ответе. Чтобы
публика поняла: пытался, пытался Клаус писать, да таланта не
хватило! Хотел писателем стать, но не смог, и стал мстить
человечеству. И от этого стал злодеем».
Лев Дуров всегда сочинял для своего героя историю, которая
оставалась за кадром, но прорывалась на миг в его характере, и –
рождала в зрителе догадку, мгновенное прозрение. Поэтому образы
оказывались глубже и интереснее, чем задумали и сценарист, и
режиссер.

В фильмографии Дурова около 200 ролей, в том числе в таких
знаменитых картинах, как «Калина красная», «Не бойся, я с тобой»,
«Д'Артаньян и три мушкетера», «Мастер и Маргарита», «Гардемарины,
вперед III», «Человек с бульвара Капуцинов», «Пеппи Длинный чулок»,
«Ко мне, Мухтар!», «Бандитский Петербург» и многих других.

Ближе к 75 годам Лев Дуров стал писать книги. Начал с того,
что записал смешные истории из жизни – байки, которые рассказывал в
дружеской компании. Вслед за этим написал одну за другой пять
автобиографических книг – о себе, о друзьях, о театре.

Кстати Валентин Гафт в юности ухаживал за будущей женой Льва
Дурова Ириной Кириченко. В 1953 году она перевелась в школу-студию
МХАТ из киевского театрального института, и все сокурсники были
просто очарованы ее красотой, утонченностью и аристократическими
манерами. Все это девушке досталось по наследству: ее родная
бабушка была фрейлиной императрицы, а дед – генералом царской
армии.
Для Льва Дурова Ирина стала любовью с первого взгляда и на всю
жизнь. Невысокий, неказистый, он бросился ухаживать за красавицей –
сокурсницей со всем доступным для него размахом. И девушка
действительно предпочла его многочисленным роскошным красавцам,
которые вились вокруг нее.

Когда Ирину спрашивали, почему она сделала такой непонятный
для многих выбор, она отвечала: «Вот у тебя есть балберка? Нет? А у
Льва есть». Сам же Дуров подыгрывал жене. Когда его спрашивали о
загадочном предмете, он стеснительно опускал глаза и отвечал, что
это «очень интимное». Хотя балберка – это всего лишь поплавок от
рыбацкой сети.
Молодые люди поженились на выпускном курсе. Отдельного жилья у
них не было, и Лев Дуров привел жену в шестиметровую комнату
родителей в Лефортовском дворце, где молодым отвели угол, повесив
занавеску. Там жев 1959-ом году родилась и их единственная дочь
Екатерина Дурова, которая впоследствии тоже стала актрисой театра и
кино.

В одном из интервью Екатерина Дурова так рассказывала о
родителях: «В нашем доме никогда не звучало слово «деньги». А они
то были, то их не было. Жили как все: говорили пачку пельменей –
это было и первое, и второе. Макарошки с сыром и майонезом
навернешь – и прекрасно. Никто никогда не заморачивался на
быте.

У мамы за всю жизнь не было даже шубы, украшений, серег – мама
всю эту дребедень отродясь не носила. Но она умудрялась потрясающе
красиво одеваться. И была единственная вещь, которая ее радовала и
которую папа всегда добывал: французские духи. Других она не
признавала».

Супруги счастливо прожили вместе 57 лет и дождались внуков
Катю и Ваню, которыми Лев Дуров очень гордился.
отсюда: https://mir24.tv/articles/16488444/tragicheskii-kloun-i-luchshii-de-trevil-sovetskogo-soyuza-90-let-so-dnya-rozhdeniya-lva-durova