Лучше меньше да лучше, а главное - чтобы вообще...
fima_psuchopadt — 25.07.2011 Какая бы власть в стране ни была - такая, как всегда или вдруг внезапно ставшая "хорошей", есть вещи базовые. Люди всегда будут спать, есть, ходить в туалет и еще у них должно быть место, где они все это будут делать так, как они любят. Дом, короче, у человека должен быть. И он у него всегда будет.Другое дело, что если большинству населения решение задачи по обретению дома (съемного, своего - вне зависимости от того, квартира ли это, особняк или комната в коммунальной квартире) неподъемно - это ведет к серьезным осложнениям для самых разных других областей. И экономических, и социальных. Куда ни плюнь, но это - базовая потребность. Она даже в Конституции упомянута, если кто читал.
Потому попробую осторожно порассуждать о тех последствиях выступления Путина в подмосковном Ступино на совещании по развитию малоэтажного строительства (о, Боже - где айпады на столах?!), которые могут иметь место в самое ближайшее время. И - простыми словами.
В привычной обывателю 2D-схеме рынка жилья, когда отношения участников разбиваются на независимые пары "застройщик - покупатель", "банкир - покупатель", "застройщик - сетевые монополисты" и прочее, никто и никогда не упоминает отношения "сетевой монополист - покупатель (читай, гражданин)" или "чиновник - покупатель". Их как будто нет. А они на самом деле ведь как суслик из "ДМБ": его не видят, а он есть.
Поэтому правильно было бы рынок жилья и отношения на нем рассматривать как вот такого плана комплекс взаимоотношений. И все события что с конкретным домом, что на рынке в целом, вставлять в эту схему и уже потом делать выводы.
Так любимая многими "проблема" взаимоотношений дольщиков с застройщиками, к примеру, вообще таковой бы не являлась, при условии кредитования государством строителей и полным запретом привлечения денег физлиц на этапе строительства. Но это возможно только при условии наведения порядка в областях как раз сетевого монополизма и выдачи разрешений/согласований. И именно это являлось основной темой во время "Ступинских говорений".
Попробуем пофантазировать, что будет, если это не останется пустыми словами. Из фактов мы имеем только то, что "малоэтажка" становится модным трендом. Отчасти, считаю, по причине того, что выход за пределы городов позволит избежать резких потрясений в успевших уже сложиться системах отношений и собственности на земли городов. А где-то, как в Питере и Москве, и потому, что она на территории банально закончилась. Но не суть, становится.
Первые шаги уже можно наблюдать: ждем закона о малоэтажном строительстве со всеми прописанными льготами, кредитами и финансированием. Дальше-то что?! А вот дальше (при условии, что работу они действительно наладят) может сложиться такая ситуация, при которой карательные меры по наведению порядочка с коррупцией в областях согласований (основной и самый жирный канал теневого дохода любой (!) администрации любого города) и подключений к сетям волшебным образом совпадут с ужесточением и рыночной ситуации.
Скажите, ну зачем человеку покупать дорогущую квартиру, рисковать, ждать при том, что он сможет за те же или меньшие деньги присмотреть что за городом?! И тогда ситуация с сетями и согласованиями, мириться с которой застройщики были вынуждены, так как "продавалось все!" не будет уже устраивать никого из них. Пока спрос и прибыли обеспечивали кормление всякой блядвы из кабинетов - это еще ладно, а теперь - извольте...
Понятно, что все это произойдет не единовременно. И понятно, что волантильность (колебания ценника) будет достаточно высокая. Но думаю, что все это в перспективе позволит надеяться на появление... Нет, не дешевого жилья! Оно всегда будет достаточно дорогостоящим. Но как минимум к увеличению вариантов решения жилищной проблемы, а также к борьбе с коррупцией не показушной, а реальной привести сможет.
Что касается меня, то слежу за этим всем с огромным интересом. Жить-то есть где, а вот дом хотелось бы построить. Вырастаю, что ли... Такой, какой действительно хочется. А не такой, на который денег удастся наскрести. И если за это придется власти сказать "Спасибо!", то скажу его с огромным удовольствием.