Лояльность

Мне очень нравится это понятие, когда речь идет о паритетных отношениях 2 равных объектов или субъектов. Когда Человек №1 лоялен к Человеку №2, к его мировоззрению, образу жизни, поступкам, если они не нарушают законы и его личные свободы. И то же самое делает Человек №2. Впрочем, человек №2 может и не придерживаться той же схемы, тогда Человек №1 вправе выбирать — продолжать оставаться лояльным к Человеку №2 или менять свою позицию.

Но в русскоязычной среде слово «лояльность» стала очень популярно в 2000е в значении лояльность человека/личности к работодателю (организации, на которую он работает), бренду, к чему-то крупному, гораздо более значительному, чем он сам. В частности, на лояльность к компании-работодателю очень любили напирать работодатели-иностранные бренды, это одна из их корпоративных «фишек». У меня лояльность в этом смысле всегда вызывала активное отторЖЖЖение. И это ЖЖЖ неспроста.
У работодателя, бренда или другого крупного объекта, который ожидает или требует лояльности к себе от таких, как мы, нас очень много. Мы как песчинки в пустыне или капли в море. Когда нас много и все мы лояльны — ему это очень выгодно. Но когда условия игры меняются и перестают нас устраивать, мы узнаем, что лояльность песчинки к пустыне или капли к морю — штука односторонняя. Пустыня ожидает лояльности от песчинок, море от капель, но в ответ они никакой лояльности к каждой песчинке и каждой капле не предлагают. В отношениях 2 равных личностей все иначе.
Пустыня или море ничего не теряет, лишившись лояльности нескольких (даже десятков или сотен) песчинок или капель. А каждая песчинка или капля сама по себе теряет смысл и значимость в отрыве от пустыни или моря. Поэтому не имеет никакого смысла тратить свои ресурсы на лояльность чему-то крупному — ты всегда останешься в проигрыше, как только перестанешь демонстрировать лояльность. Но, слава прогрессу, на арену вышли зумеры и про лояльность бренду и работодателю я давненько ничего не слышала).
И вишенка на торте — лояльность группам, пабликам и прочим «формированиям» в соцсетях, а также чатам в Телеграме и прочим месенджерам. С одной стороны, действуют те же принципы, что и с лояльностью бренду или работодателю — она односторонняя, от малого к большому; ее ждут от каждого участника интернет-сообщества, но само сообщество часто демонстрирует крайнюю нелояльность к любым шагам вправо-влево и к любому инакомыслию, которые пресекаются зачастую жестче, резче и быстрее, чем, например, на работе. Потому что работодателя сдерживает трудовое право, а соцсети во многом вне правового поля, особенно все, что не является СМИ. Сегодня ты весело что-то обсуждаешь с лояльными единомышленниками в интернетике, а завтра тебя или кого-то из собеседников выставляют за ворота сообщества, и отряд чаще всего не замечает потери бойца.
|
</> |