«Ловите наркоманов!»
paul_atrydes — 15.12.2023 КАКИМ ОНИ ВИДЯТ ТАНК БУДУЩЕГОИнженер-полковник М. НЕРСЕСЯН
Размах опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, организация производства новой бронетанковой техники и оснащение ею сухопутных войск, существенная модернизация танкового парка — все эти мероприятия, занимающие важное место в системе военно-экономических приготовлений НАТО, подтверждают значение, придаваемое бронетанковым войскам за рубежом.
В послевоенный период развитие зарубежного танкостроения продолжительное время шло под влиянием накопленного опыта войны и в основном носило эволюционный характер. В условиях ядериой войны танки наиболее устойчивы к воздействию поражающих факторов ядерных взрывов, чем любая другая боевая техника сухопутных войск. Вместе с тем проведенные испытания и учения выявили, по мнению иностранных специалистов, недостаточную защищенность имеющихся танков от оружия массового поражения и необходимость существенного повышения их маневренности и огневой мощи. Именно поэтому о путях дальнейшего развития танков ведется широкая дискуссия. Подвергаются обсуждению взгляды на характер боевых действий, на наиболее целесообразные типы танков. Рассматриваются тактико-технические требования, которым должны отвечать современные боевые машины, и возможности реализации этих требований на основе использования последних достижений в различных областях науки и техники.
Сформулировать требования, которым должен отвечать современный танк, пытаются не только отдельные военные специалисты и официальные лица. В 1957 г., например, Совет НАТО одобрил тактико-технические требования для единого танка вооруженных сил этого блока, согласно которым в ряде стран велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, завершившиеся созданием танков АМХ-бЗ (Франция), «Леопард» (ФРГ), «Чифтен» (Англия). Этими танками в течение нескольких лет должны заменить соответствующие устаревшие образцы. Во всех капиталистических странах производство и дальнейшая разработка тяжелых танков прекращены.
Ряд усовершенствований, внесенных в конструкцию новых танков, повысили их боевые и технические показатели. Тем не менее специалисты все настойчивее высказываются о необходимости коренного пересмотра теоретических основ проектирования танков, создании качественно новых конструкций, об определении наиболее целесообразного соотношения между огневой мощью, маневренностью и защитой. Они считают, что в развитии танкостроения необходим революционный скачок, способный создать предпосылки для рождения танка будущего.
Противоречивость высоких требований к боевым и техническим показателям танка и отсутствие готовых решений приводят специалистов капиталистических стран к выводу, что в недалеком будущем одним типом танка не решить всех сложных боевых задач. Причем большинство считает необходимым иметь по меньшей мере два типа танков — основной боевой танк и легкий плавающий танк для ведения разведки, боевого охранения и оснащения воздушнодесантных войск. Когда-нибудь, полагают они, техника окажется на таком уровне, что можно будет создать авиатранспортабельную плавающую машину с мощной броней, защищающей экипаж от проникающей радиации и противотанкового огня. Такая машина может быть многоцелевой.
Взгляды на типы танков подтверждаются проводимыми и намечаемыми проектно-конструкторскими работами по созданию новых боевых машин. Так, с 1957 г. в США разрабатывают основной 30-тонный боевой танк и 14,5-тонный авиадесантный плавающий танк «Генерал Шеридан».
Ведутся также проектные и опытные работы по созданию легких танков. Детройтским танковым арсеналом разрабатывается танк весом 10 г. Он будет вооружен управляемой по радио ракетой, пулеметами и безоткатным орудием. Предполагается, что машина сможет передвигаться как на гусеницах, так и на воздушной подушке. В силовой установке используется газотурбинный двигатель. Подвеска гидропневматическая.
Абердинским полигоном выполнена модель малогабаритного танка с литым корпусом и башней (рис. 1). Вооружение — спаренные малокалиберные пушки с автоматическим заряжанием. Гусеницы резиновые с металлическими поперечинами.
Разработан проект авиатранспортабельного разведывательного танка весом менее 5 т (рис. 2, размеры в дюймах), вооруженного английским ПТУРС «Виджилент 897» и двумя 12,7-мм пулеметами. Подвеска выполнена из резиновых рессор, гусеницы резиновые, ленточные, с металлическими грунтозацепами. Водитель в боевой обстановке управляет танком в лежачем положении. Образцы легких танков создаются также в Англии, Франции, Японии.
В 1961 г. в США был объявлен международный конкурс на лучший проект основного боевого танка. Первая премия присуждена братьям Форсайт, предложившим проект танка, состоящего из двух секций, сочлененных при помощи карданного шарнира (рис. 3). В головной секции, но вращающейся башне, установлено 155-мм гладкоствольное дииамо-реактивное орудие (огонь ведет командир танка), справа от него — 20-мм автоматическая пушка (обслуживает ее заряжающий). Механик-водитель располагается в носовой части в лежачем положении. В задней секции находится группа поддержки (четыре человека), имеющая в своем распоряжении 7,62-мм многоствольный пулемет типа «Вулкан», установленный в башенке. Кроме того, стрелки могут из обычного оружия вести огонь через амбразуры корпуса, а при необходимости спешиваться и выполнять боевую задачу под прикрытием огня из танка. В переднем отсеке задней секции установлен поршневой многотопливный двигатель, спаренный с генератором переменного тока, который питает четыре тяговых электродвигателя ведущих колес обеих секций. Броня выполнена из стали и алюминиевых сплавов с максимальной толщиной до 152 мм. Высота машины — 1830 мм, расчетный боевой вес — 19 т. Запас хода при скорости 40 км/час — 480 км.
Характерная особенность проекта танка, получившего вторую премию (рис. 4), — симметричность корпуса относительно поперечной оси. В результате этого улучшена обзорность и сокращена мертвая зона. Танк вооружен пушкой 75—90 мм и пусковой установкой реактивных снарядов. В силовой установке два двигателя воздушного охлаждения. Гусеничный движитель с регулируемой гидропневматнческой подвеской переменной жесткости должен обеспечить высокую скорость движения по пересеченной местности. Максимальное значение переменного клиренса — 610 мм. Боевой вес зависит от толщины брони и может колебаться от 24 до 32 т. Экипаж — четыре человека, из них два водителя (один находится в переднем отсеке, другой — в кормовом).
Взгляды на основной боевой танк семидесятых годов и попытки стандартизации его в рамках НАТО нашли, в частности, свое конкретное выражение в тактико-технических требованиях, разработанных специалистами США и ФРГ и одобренных военными ведомствами этих стран в 1963 г. Вот некоторые данные: боевой вес — около 35 т, экипаж — 3 человека, вооружение — УРС или 150-мм орудие, максимальная скорость — 64—72 км/час, запас хода 640 км. Двигатель многотопливный. Танк предлагается создать объединенными усилиями американской и западногерманской промышленности и, возможно, других союзников по НАТО. Предназначается он для оснащения сухопутных войск США, ФРГ и любой другой страны, входящей в НАТО. Англия и Франция воздерживаются пока от участия в этом проекте.
В настоящее время ведутся экспериментальные работы по созданию вооружения, агрегатов, приборов, а также разрабатываются новые материалы, которые, как отмечается в печати, должны не только обеспечить заданные тактико-технические требования, но и привести к качественным изменениям танка.
По мнению иностранных военных специалистов, основной боевой танк ближайшего будущего с мощными огневыми средствами и высокой подвижностью может быть защищен от ударной волны и проникающей радиации лишь в том случае, если он будет достаточно тяжел. Считается, что по весу он должен быть отнесен к 30-тонному классу.
Вооружение танка предполагают сделать таким, чтобы оно обладало высокой скорострельностью и меткостью, обеспечивало минимальное время обнаружения цели и производства прицельного выстрела. В США и Англии высказываются за необходимость оснащения танков ядерным оружием и средствами защиты от ПТУРС.
Исследования в области вооружения направлены на создание малогабаритных управляемых ракет с эффективной дальностью стрельбы более 3000 м. Наиболее целесообразной признается такая система наведения, которая освободила бы наводчика от управления снарядом сразу же после его запуска в направлении на цель. Изучаются системы самонаведения, в которых будут использованы акустические, инфракрасные и ультрафиолетовые излучения, радиолокация. Однако официальные представители командования армий США оценивают состояние систем наведения ПТУРС неудовлетворительным, а задачу создания таких снарядов с системой самонаведения считают сложной проблемой.
Вместе с тем считается, что в ближайшее время по сравнению с ракетами ствольное вооружение будет обладать такими преимуществами, как отсутствие необходимости слежения за снарядом после выстрела, высокая скорострельность, малые габариты выстрелов, значительно меньшая стоимость, способность поражать цели, расположенные на небольших расстояниях и за укрытиями. Поэтому наряду с разработкой танковых ракет ведутся работы по усовершенствованию ствольного вооружения. Исследуются возможности повышения начальных скоростей, бронепробиваемости, меткости стрельбы на больших дальностях. Совершенствуются снаряды, создаются сгорающие гильзы. Для повышения эффективности действия кумулятивный снаряд стабилизируется, а чтобы достигнуть большей скорости струи в вакууме, предлагается удалять воздух из заряда. Пытаются создать боеприпасы с ядерной боевой головкой калибром менее 155 мм. Улучшается состав порохов и изыскиваются жидкие метательные вещества, а также высокопрочные (с пределом упругости свыше 100 кг/мм2) кислотоупорные и износостойкие материалы для стволов, позволяющие повысить давление газов и вместе с тем обеспечить высокую живучесть ствола. Механизируется заряжание.
Чтобы повысить меткость стрельбы, ведущейся на большие дальности, разрабатываются пристрелочные пулеметы, малогабаритные оптические, радиолокационные и инфракрасные дальномеры. Фирмой «Хьюз» созданы опытные образцы дальномера на лазере, измеряющие расстояние до цели с точностью до 4,5 м. Максимально возможная дальность его действия составляет 11 км, но она ограничивается прямой видимостью. Полагают, что благодаря применению лазерного дальномера значение ствольного вооружения повысится. Создаются тахометрические прицелы для автоматической наводки орудия движущегося танка по перемещающейся цели.
Для броневой защиты наряду с легированной сталью предполагается использовать легкие сплавы, высокопрочную армированную пластмассу и специальные покрытия, защищающие экипаж от нейтронного потока.
Высокую маневренность танков предусматривается обеспечить, снизив их вес, что предполагается сделать путем уменьшения размеров, отказа от громоздких башен с тяжелыми артиллерийскими системами и использования ракетного вооружения, замены стали легкими сплавами и пластмассами, а также путем уменьшения числа членов экипажа.
Под понятием подвижности подразумеваются не только высокие скорости движения (64—72 км/час), обеспечиваемые повышенной удельной мощностью (25—30 л.с./т), хорошая проходимость и большой запас хода (640 км), но и способность танка самостоятельно преодолевать водные преграды, действовать в любое время суток независимо от погоды, а также приспособленность его к перевозкам наземным и воздушным транспортом. Большое значение придается обитаемости машины, т. е. улучшению условий, в которых находится экипаж при ведении длительных боевых действий. В области силовых установок работы по созданию газотурбинных двигателей различной мощности, по сравнению с поршневыми они обладают рядом преимуществ, ведутся более 10 лет, но до сих пор они не вышли из стадии опытных разработок. Полагают, что в ближайшие 10 лет основными двигателями будут мно-готоплнвные дизели. Продолжая совершенствовать их, добиваются того, чтобы снизить удельный вес и увеличить габаритную мощность путем повышения среднего эффективного давления и быстроходности, улучшения процесса сгорания, применения наддува-, улучшаются эксплуатационные качества в различных климатических условиях. В некоторых конструкциях многотопливных двигателей для холодного запуска используются не пусковые жидкости, а факельные воздухоподогреватели. Чтобы повысить интенсивность теплоотдачи, жидкостные системы охлаждения герметизируют, и они работают под давлением 0,55—1,05 атм. Совершенствуются и системы воздушного охлаждения.
Разрабатываются также роторные двигатели, у которых мощность на кубический
метр достигает 2000 л. с. Удельный расход топлива такого опытного двигателя мощностью 800 л. с. составляет 205—250 г/л.с.ч.
Силовые установки могут претерпеть качественное изменение, если использовать топливные элементы, в которых химическая энергия непосредственно превращается в электрическую. К.п.д. топливного элемента может быть доведен до 80%, т. е. он будет в три раза выше, чем у двигателей внутреннего сгорания. Исследования направлены на уменьшение габаритов и веса элементов, на создание экономичных видов топлива и электролита, на определение оптимальных величин рабочей температуры и давления. Пока что известны лишь экспериментальные силовые установки с топливными элементами. Внедрение их в производство ожидается не ранее семидесятых годов. Во Франции в ближайшие три года намечено разработать топливный элемент на углеводородном топливе мощностью 500 квт и объемом около 0,85 м3.
В стадии экспериментальных работ продолжают находиться ядерные силовые установки. Основными проблемами остаются большой вес и защита экипажа от радиации. Ведутся работы по созданию портативного реактора. Его предполагают использовать в качестве мощного аккумулятора электрической энергии или источника газообразного топлива, например водорода. Энергия такого реактора могла бы питать электродвигатели или снабжать горючим топливные элементы.
Главное внимание при разработке силовых передач обращается на повышение к.п.д. гидромеханических передач, на обеспечение бесступенчатого изменения крутящего момента и совершенствование многорадиусных дифференциальных механизмов поворота с двойным подводом мощности. Гидрообъемные и электрические передачи привлекают простотой конструкции, легкостью регулирования, плавным изменением крутящего момента, компоновочными преимуществами.
Реализация высоких удельных мощностей для существенного увеличения скоростей движения на местности зависит от подрессоривания и конструкции движителя. В качестве основного движителя для танков продолжает использоваться гусеница. Снижается ее вес, износ и уровень шума. Создаются образцы гусениц с резинометаллическим шарниром, с алюминиевыми траками и резиновыми подушками, в частности, для легких машин — бесшарнирные гусеницы: резиновые, армированные тросами, пневматические. Повышается динамический ход катков, уменьшается вес неподрессоренных частей. Применяются торсионные гидропневматические подвески, обеспечивающие снижение веса до 25%, резиновые рессоры, торсионы из пластмассы и стекловолокна, пластинчатые торсионы. Создаются машины с изменяющимся клиренсом.
В США поставлена задача — создать подвески, автоматически регулируемые в зависимости от дорожных условий. Такая система подвески, как полагают, должна состоять из чувствительного прибора, определяющего характер местности (датчик рельефа), вычислительного устройства, силовых приводов на катки и источника энергии (рис. 5). Датчик рельефа определяет размер неровного участка местности перед танком, а также расстояние между машиной и неровностью. Эти данные вместе с данными о скорости машины попадают в вычислительное устройство. Оно обрабатывает их и направляет выходной сигнал в силовые приводы катков, которые производят смещение катков на вычисленную величину, направляя катки как бы по ровному контуру местности, не вызывающему колебаний корпуса машины. Такая подвеска призвана обеспечить движение по пересеченной местности со скоростью до 80 км/час, существенно облегчить действия экипажа как при вождении машины, так и при ведении наблюдения и прицельного огня с ходу, улучшить условия пребывания в танке, уменьшить износ ходовой части.
С целью резкого повышении скоростей и проходимости машин проводятся работы по использованию принципа воздушной подушки. Однако пока он не нашел применения в танках из-за больших величин потребной мощности, высокого расхода топлива, плохой управляемости, ограниченных способностей преодоления вертикальных препятствий, демаскирующей пыли и других недостатков. Считается, что вес аппаратов на воздушной подушке не должен превышать 12 т. Чтобы создать повышенное давление под днищем машин на воздушной подушке, рассматривается возможность использования ударных звуковых волн, образуемых кварцевой пластинкой, через которую пропускается электрический ток.
Появление ядерного оружия и современных средств разведки приводит к выводу, что войскам чаще придется вести боевые действия ночью, когда затруднено ориентирование и управление рассредоточенными подразделениями. Поэтому разрабатываются образцы навигационной аппаратуры, инфракрасных приборов наблюдения и прицеливания.
Навигационная аппаратура позволит определять и передавать на командный пункт координаты танка, выводить его в заданный район.
Созданные за рубежом инфракрасные приборы ночного видения засекаются с расстояний, значительно превышающих их дальность действия. Этого недостатка могут быть лишены разрабатываемые бесподсветные приборы наблюдения и прицеливания: действие их основано на многократном усилении яркости изображения при естественной ночной освещенности. Разрабатываются также телевизионные приборы ночного видения, которые не будут демаскировать танк.
В танковых средствах связи увеличивается количество частот, повышается надежность связи в результате автоматической настройки антенн, уменьшаются габариты и вес аппаратуры (в ней используются микромодули, печатные схемы и полупроводниковые приборы).
При создании танка будущего предполагается решить и другие задачи. Экипажи, например, должны получить возможность определять уровень радиоактивного заражения местности, не выходя из танка, при закрытых люках. Машина должна иметь специальные средства самоокапывания и минимальный уровень теплового излучения, сейсмических шумов и электромагнитных излучений, что затруднило бы обнаружение районов сосредоточения и направление движения колони. Ставится задача повысить ресурс основных агрегатов, увеличить периодичность и сократить объем обслуживания и время ремонта.
Проводимые работы в области зарубежного танкостроения находятся в стадии поисков, исследований и экспериментальных работ. Каковы будут результаты и сколько потребуется времени, чтобы танк будущего существенно отличался от современных боевых машин, покажет время.
Техника и вооружение. 1965. № 1.
ДИРИЖАБЛИ В АТОМНОЙ ВОЙНЕ
Еще в годы первой мировой войны дирижабли использовались рядом государств для разведки, эскортирования кораблей, уничтожения подводных лодок и даже для бомбометания по военным объектам, расположенным как на суше, так и на море. Во вторую мировую войну в связи с быстрым развитием самолетостроения и средств ПВО их использование ограничилось главным образом морскими театрами военных действий, где они вели борьбу с подводными лодками. Подсчитано, что 178 американских дирижаблей совершили 560 тыс. вылетов, эскортировали 89 тыс. судов, в том числе 55 тысяч в зонах, сильно насыщенных подводными лодками противника. По данным американской печати, за всю войну не было потеряно ни одного судна, которое сопровождали дирижабли. Охрана дирижаблями обходилась в пять раз дешевле, чем охрана самолетами.
Зарубежные военные специалисты считают, что в будущей войне дирижабли найдут более широкое применение, чем в двух прошедших. Если эта война примет характер ракетно-ядерной, то удары будут наноситься не только по вооруженным силам на сухопутных и морских театрах военных действий, но и по объектам, находящимся в глубоком тылу. Многие боевые задачи придется выполнять из тыловой зоны, расположенной вне досягаемости средств ПВО противника. В этих условиях, по мнению зарубежных специалистов, целесообразно использовать дирижабли. Они не нуждаются в дорогостоящих аэродромах: для их взлета и посадки достаточна небольшая грунтовая площадка. Это позволит рассредоточить дирижабли и тем самым уменьшить вероятность поражения их ядерным оружием. Дирижабли могут совершать полеты длительностью свыше 250 часов, преодолевать расстояния около 17 тыс. км.
С помощью дирижаблей можно будет осуществлять поиски и продолжительное слежение за атомными подводными лодками, которые способны длительное время находиться под водой. Для выполнения такой задачи самолетам потребовалось бы сделать серию вылетов, в то время как дирижабль выполнит ее в течение одного вылета. Дирижабли можно использовать в противолодочной и в противоминной обороне военно-морских баз и побережий, для сопровождения кораблей, постановки минных заграждений и барьеров из стационарных радиогидроакустических буев, ведения дальнего воздушного радиолокационного наблюдения.
Американцы планируют использовать дирижабли в инженерных целях: для доставки материалов и сборных конструкций к месту наведения переправ и мостов, на объекты, где производятся монтажные и восстановительные работы. В последнее время иностранные специалисты склонны считать, что дирижабли — весьма эффективное средство транспортировки ракет с заводов-изготовителей в районы стартовых позиций (рис. 1), а также эвакуации экипажей с местности, зараженной радиоактивными веществами, и десантирования войск. Их грузоподъемность достигает 80 т.
К разработке новых типов дирижаблей в США приступили после окончания второй мировой войны. Первый дирижабль — ZSG-4 — объемом в 14 900 м3 обладал скоростью до 120 км/час. В 1951 г. появились дирижабли типа ZPG-1 объемом до 24 700 м3. Длина его оболочки 98,8 м и диаметр — 21,6 м. Дирижабли имели два двигателя мощностью по 550 л.с., аппаратуру поиска и средства поражения подводных лодок. Экипаж состоял из 14 человек.
На ZPG-2, построенном в 1953 г., установлено приспособление, обеспечивающее дозаправку горючим и принятие балласта в воздухе. Для оболочек использованы более прочные материалы, например найлон, что позволило увеличить размеры, грузоподъемность, радиус действия и живучесть дирижаблей.
Создано два варианта ZPG-2 — для дальнего радиолокационного дозора и противолодочной обороны, которые отличаются друг от друга лишь оснащением и составом экипажа. Длина их — около 104 м, высота — 29 м, ширина (диаметр) — 23,5 м, объем оболочки — 28 300 м3. Под нижней частью корпуса на специальной «цепной сетке», проходящей внутри оболочки до самого ее верха, подвешена гондола длиной 35 и высотой 6 м. Гондола из алюминиевых сплавов и пробковой древесины имеет две палубы. В отсеках размещены два двигателя общей мощностью 1600 л. с., кабина пилотов, боевой информационный центр, кают-компания, помещение для команды, камбуз, машинное отделение, топливные отсеки и кладовые. В кабине пилотов установлен автопилот, разработанный специально для дирижаблей. Вся радиолокационная аппаратура размещена на нижней, служебной палубе. Радиолокационная станция дирижабля позволяет обнаруживать надводные цели, находящиеся на расстоянии 150—180 км. Антенна для обнаружения морских целей расположена под кабиной, антенна для обнаружения воздушных целей — над оболочкой.
Как показали испытания, дирижабль может взлетать, когда скорость ветра составляет не более 20 м/сек, производить посадку в тумане, продолжительное время летать в условиях обледенения, сильного ветра и атмосферных осадков. Так, один из испытываемых дирижаблей находился в воздухе 11 суток и пролетел около 15 000 км. После испытаний в США было расширено строительство дирижаблей и сформировано несколько специальных воздухоплавательных подразделений (к 1958 г. 10 воздухоплавательных флотилий).
В 1959 г. в состав первой воздухоплавательной флотилии ВМС США вошел новый дирижабль ZPG-3W (рис. 2), успешно прошедший испытания в районе Северного полюса. Объем мягкой оболочки 42 500 м3, длина — 122 м и диаметр — 26 м, боевая нагрузка 10,5 т. Максимальная скорость дирижабля достигает 147 км/час. При часовом расходе горючего 39 кг/час он может находиться в воздухе в течение 300 часов и покрывать расстояние свыше 17 тыс. км. На его борту установлена поисковая радиолокационная станция с антенной длиной 12 м, расположенной внутри оболочки. Экипаж — 21 человек.
Американское командование в 1961 г., как сообщает иностранная печать, приняло решение о прекращении строительства и о консервации большинства противолодочных дирижаблей с мягкой оболочкой, считая, что в случае войны их можно быстро привести в боевую готовность. С этого времени в США начали разрабатывать крупные жесткие дирижабли для транспортировки мощных ракет. Предполагают, что они будут иметь газонепроницаемую оболочку, собранную из профилированных металлических полос и наполненную гелием. Длина корпуса будет достигать 177 м, грузоподъемность — более 110 т, скорость полета — 185 км/час.
В 1964 г. в США построен опытный трехкорпусный дирижабль жесткой конструкции «Аэрон» (рис. 3). В нем частично реализована идея К. Э. Циолковского, предложенная им еще в 1892 г. в работе «Аэростат управляемый цельнометаллический», — идея об управлении дирижаблем в вертикальной плоскости с помощыо подогрева газов продуктами горения из рабочих цилиндров мотора. Перемещение дирижабля в горизонтальной плоскости обеспечивается двухлопастным винтом вертолетного типа. Вращается винт двигателем, расположенным в корме среднего, балластного корпуса. Тепло, поступающее от системы охлаждения двигателя, подогревает несущий газ, заполняющий отсеки корпуса дирижабля. Регулируя степень подогрева газа, можно изменять подъемную силу дирижабля, что позволяет не применять балласт. Силу и направление тяги воздушного винта регулирует пилот, изменяя угол установки лопастей. Направление суммарного вектора тяги винта можно изменять в пределах двадцати четырех градусов.
Предполагают, что следующая модель дирижабля такого типа будет иметь длину 240 м и грузоподъемность более 1300 т.
В настоящее время за рубежом разрабатывают проекты дирижаблей с атомными силовыми установками. Запас ядерного горючего в 500 г, по мнению иностранных специалистов, позволит такому дирижаблю преодолевать расстояние в 500 тыс. км.
Инженер-подполковник Н. БРУСЕНЦЕВ, кандидат военных наук.
Техника и вооружение. 1965. № 3.
|
</> |