рейтинг блогов

Ломаем российскую историю (продолжение нового Некрасова)

топ 100 блогов sapojnik26.12.2022 Ломаем российскую историю (продолжение нового Некрасова)

Переходя к методам, для начала Дмитрий предлагает переписать ключевые мифы российской истории - той, которая (по мнению Некрасова) засела в голове большинства российского населения. Он имеет в виду прежде всего причины "монголо-татарского нашествия", миф о "нашествии Наполеона", миф о "благотворных реформаторах" Иване Грозном и Петре Первом... Широко берет.

Некрасов: "3.1 Фундаментом ценностных искажений россиян является историческая мифология. Не путать с исторической наукой. Речь об обывательских представлениях большинства населения о том, какова была история России, что в ней было хорошо, а что плохо, каких ошибок не стоит повторять и каким примерам стоит соответствовать. Мифология строится на популярных фильмах, книгах и исторических анекдотах, однако последние во все эпохи отталкивались от «общепринятого исторического знания», преподаваемого в школах и университетах. В этом знании важны не столько факты, сколько акценты и интерпретации.

Я пойду от локальных малозначимых примеров, к более важным. Сразу оговорюсь, что размер статьи не позволяет обосновывать мои исторические суждения, а также объяснять почему одни мифы, на мой взгляд, полезнее других. Помимо этого прошу воспринимать изложенное ниже как примеры, иллюстрирующие возможные направления действий «правительства реформаторов», а не как конкретные рекомендации, на исполнении которых я лично настаиваю.


3.1.1 Один из устойчивых мифов, поддерживаемых школьным преподаванием истории, звучит примерно так: «монголы нас победили потому, что их было больше, а мы были раздроблены. А потом мы объединились и смогли сообща победить монголов». Этот миф внушается нам с детства и играет немалую роль в обосновании тезиса о благотворности сильной централизованной власти в России.
В реальности монголы в 13 веке победили всех, до кого успели доехать. Включая страны многократно превосходившие русские княжества численностью населения и уровнем развития. С точки зрения объективной исторической действительности, степень раздробленности русских земель вряд ли могла сколько-нибудь повлиять на их способность противостоять монголам, как минимум в 13 веке. Более того, не сложно обосновать, что монгольские завоеватели превосходили русские княжества не столько численно, сколько технологически.
Если бы миф о монгольском нашествии был сформулирован в учебниках так: «монголы нас завоевали потому, что обладали технологическим превосходством, а когда мы смогли опередить их технологически, то избавились от ига», это было бы не большей натяжкой с точки зрения исторической науки, нежели текущее изложение материала. Однако подобное изложение закладывало бы иные представления о «хорошо и «плохо» в умах большинства. Не «нам нужна сильная централизованная власть, и все что ей мешает плохо», а «нам нужно технологическое развитие и то, что ему мешает - плохо».

3.1.2 Образы и состав «захватчиков» настолько искажены в традиционной исторической мифологии, что смещение акцентов в этом вопросе означало бы не замену одного искажения другим, а торжество исторической достоверности. Каким образом в числе «захватчиков» часто оказывается Карл XII- решительно непонятно. Если исходить из объективной исторической реальности, то «натиск» крестоносцев и шведов «героически» отраженный в 13 веке, как минимум, радикально преувеличен по своему значению, а большей частью просто выдуман. Если современная историческая наука видит данные события совсем иным образом – зачем повторять в учебниках очевидные мифы, к тому же формирующие вредные установки.
Война 1812 года у нас всегда преподается отдельно от «зарубежных походов русской армии» в рамках наполеоновских войн. Если война 1812 года – отдельное событие, то у ученика неизбежно сложится впечатление о том, что Наполеон немотивированно напал на Россию, которую хотел чуть ли не захватить(!?). Если же преподносить ее как один из эпизодов в череде войн, с акцентом на несколько предшествующих слабо мотивированных «нападений» России на Францию, то ученик легче придет к гораздо более близким исторической действительности объяснениям произошедшего. В диапазоне от «сами напросились» до «необходимости ликвидировать постоянную военную угрозу с востока».

3.1.3 История России преподается нам как история одного народа, и практически одного государства, просто переживавшего разные этапы и перерождения. Подобная подача материала неизбежно приводит к выводу о совпадении интересов данных двух сущностей и отсутствии альтернативы для русских кроме как существовать в единой стране.
Можно было бы больше говорить о том, что стало например с угро-финнами (а мы и их потомки), или превратностях судьбы и разным этапам государственности населявших/ющих страну тюркских народов. Следует уделять больше внимания цивилизационной альтернативе Великого Княжества Литовского и т.д. Задача состоит в том, чтобы разорвать представление единстве интересов государства и населяющих его народов, объяснить что существовали/уют и другие альтернативы. В том числе вне единого государства.

3.1.4 Господствующий исторический нарратив крайне благосклонен к принудительным модернизациям сверху. Причем данный нарратив был вполне сознательно усилен Сталиным, выступавшим заказчиком художественного и исторического оправдания Петра I и Ивана Грозного. Если попросить рядового россиянина назвать примеры модернизаций страны, то на первом месте окажутся Петр или Сталин. Гораздо более успешная и органичная модернизация Александра II заметно реже воспринимается как модернизация. Ровно как не уделяется должного внимания ненасильственным периодам ростаэкономического благополучия населения при Алексее Михайловиче, Елизавете или Хрущеве.
Самодурство – извинительная слабость модернизаторов. Каждый школьник помнит о том как Петр мило бреет бороды и заодно строит флот и модернизирует страну. Но никто не услышит рассказа о Николае I лично рисующем образцы того, как в империи должны выглядеть вывески булочных, а потом из аналогичных самодурских соображений вступающем самоубийственную войну со всей Европой. Репрессии Сталина или Ивана Грозного преподаются отдельно от их внешнеполитических и модернизаторских действий, в лучшем случае как издержки, гораздо реже, как причины неудач.
Благодаря совокупности художественных и исторических акцентов в голове большинства россиян прогресс и сильная авторитарная власть не только не находятся в противоречии, а воспринимаются как нечто взаимодополняющее (хотя в реальной истории обратных примеров, как минимум, не меньше).
(Дмитрий Некрасов)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Что тут сказать? Порыв Некрасова "исправить школьную историю" понятен, и, в принципе, давно пора - вот только непонятно, на чем основано убеждение Некрасова, что российские школьники и тем более взрослые эту историю вообще ЗНАЮТ? Практика показывает, что большинство даже просто фамилий, перечисленных выше в революционных предложениях бывшего чиновника Некрасова, подавляющей части просто неизвестны... Включая Наполеона.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Многие слова, связанные с физиологическими актами и субстанциями, стали табуированными: прежде англичане ругались, апеллируя к сверхъестественным сущностям: «О Боже!» или «Господи Иисусе!». В начале новой эры ругательными стали слова, связанные с сексуальной сферой или телесными ...
На территории московского парка «Коломенское» проходит очередной фестиваль Geek Picnic. На этот раз фестиваль носит приставку Kaspersky. Публика собралась разношерстная, но большинство гиков действительно добрались до парка. Вообще, народа было очень много, очередь перед открытием ...
И Марк честно сказал ей: - Хочу, чтобы ты знала: в одно прекрасное утро ты проснешься от звука хлопнувшей двери. Зная супругу как человека, абсолютно лишенного таких ценных черт характера, как деловитость, инициатива и предприимчивость, Белявский ...
Однако это несколько странно. По идее, должен быть солидным и... и солидным. Однако таковым себя не ощущаю, разве что this machine, как говаривал принц Гамлет, даёт себя знать иногда. Ладно. Ergo ...