"Лолита" Набокова

И вот. Я прочитала это, от начала и до конца. Очень хотелось бросить на середине. Очень мерзко было. И я наверняка бы бросила, если бы это был неизвестный автор, а не Набоков. И надо, наверное, что-то об этом сказать.
Это не про любовь. И даже не про больную любовь, не про извращенную любовь. Здесь никто никого не любит, даже если Гумберт-Гумберт пытается убедить вас в обратном. Это - история болезни, извращения. Это история маньяка, который всегда мечтал совокупляться с девочками 9-14 лет, и когда ему, наконец, представилась такая возможность, осуществил это в полной мере. Он женился на матери такой девочки, при этом каждую секунду представляя, как он заполучит ее дочку, и ведя об этом дневник. Когда дневник находит его ничего не подозревающая жена, она, в состоянии аффекта, выскакивает на улицу и попадает под машину, чем очень облегчает Гумберту задачу. Он едет в лагерь за девочкой, забирает ее оттуда и везет в отель. Поначалу он планирует усыпить девочку, и дает ей соответствующую таблетку, которая не действует. А потом под утро девочка поворачивается к нему сама и дает ему то, чего он так жаждет, потому что она хоть и девочка, но не дурочка. И вот тут птичка попалась.
Далее следуют эротические сцены одна за другой. "Папочка" целый год возит 12-летнюю девочку по отелям Америки, восторженно совокупляясь с ней по три раза в день. По ночам девочка плачет, а днем довольно злобно с ним общается. Он давит на нее психологически, убеждая, что если она сбежит и расскажет об их отношениях, она попадет в закрытый интернат и жизнь у нее будет гораздо хуже, чем сейчас. По сути, Гумберт Гумберт ничем не отличается от маньяка, который когда-то поймал Наташу Кампуш и посадил в подвал на 8 лет. Он тоже заботился о ней. Ведь это была его вещь, его игрушка, которая должна была как можно дольше доставлять ему удовольствие.
Есть мнение, что Лолита сама была той еще штучкой, что ей все это нравилось, что она сама совратила папочку. Это все чушь. Достаточно прочитать книгу (а не только посмотреть фильм) и все встает на свои места. Она нимфетка, но не нимфоманка, и нет никаких указаний на то, что ей вообще нравилось заниматься с Г. сексом. Она воспринимала это как повинность, замешанную на зависимости, и, чуть повзрослев, стала отказывать ему все чаще, а он покупал ее ласки за деньги, по сути приучая заниматься проституцией. В целом же она - обычный ребенок. Девочка 12-ти лет со всеми увлечениями, свойственными ее возрасту. Что характерно, Гумберту на ее детский мир насрать. Он считает ее глупышкой и это же его и заводит. Апофеозом становятся раздумья Гумберта о том, что он будет делать с Лолитой, когда она постареет, т.е. когда ей исполнится 15 лет и больше. И вот до чего он домечтался: он женится на ней, а потом она забеременеет и родит девочку - нимфетку вторую, и вот когда эта девочка дорастет до 9-ти лет, он, еще совсем не старенький, станет ее обучать своим шалостям. Согласитесь, с клипом Алсу "Зимний сон" это имеет мало общего.
Лексикон Гумберта в отношении Лолиты и нимфеток отвратителен (я не буду приводить примеры, хотя без них трудно доказать, но он правда очень мерзкий и сюсюкающий, только что слюна не каплет). Он мой ровесник, а кажется, что старый похотливый пердун (ближе по возрасту к Набокову, который написал Лолиту за 50). Он полон самолюбования и жалости к самому себе. Он пытается убедить читателя в том, что хотел для Лолиты только самого лучшего, что он сам чуть ли не жертва. А пишет-то за него не абы кто, а Набоков, и пишет хорошо, и остроумно, и красиво. И возникает ощущение, что если ты восхищаешься какими-то речевыми оборотами, метафорами, которые извергает Гумберт-Гумберт, значит, ты на его стороне. Значит, как-то в чем-то даже оправдываешь его. Вроде как - ну и что, что девочку растлил, зато вон как красиво описал все это.
Меня, конечно, не отпускала мысль о том, почему Набоков всю силу своего таланта вложил в уста маньяка-педофила? И я не верю, что такое можно написать, не испытывая в реальности ничего подобного. К тому же Набоков не из тех, кто выдумывает сказочные миры. У него все произведения напрямую связаны с его собственными увлечениями, переживаниями, воспоминаниями. И "Лолита" не исключение. Хотя известно, что мысль о романе вперые пришла ему в голову после заметки о похищении девочки взрослым мужчиной, но каких только заметок мы не читаем десятками каждый день. Думаю, реальной связи с 12-летней девочкой у него не было, но вот со студентками профессор Набоков романы крутил неоднократно. Причем, особенно привечал выглядящих младше своего возраста и глуповатых. А зачем ему умная? У него жена была - ходячая энциклопедия. Она, кстати, на студенток внимания не обращала, а "Лолиту", как и все книги своего мужа, считала гениальнейшим произведением. А Набоков с благодарностью посвятил "Лолиту" ей. Вот он - секрет семейного счастья!
О, как мне хотелось, чтобы этого козла Гумберта наконец-то схватили за задницу! И чтобы Лолита наконец набралась смелости и сбежала от него. Чтобы он пострадал, гаденыш такой. И он пострадал, хотя все равно не достаточно. И в итоге, можно сказать, сдался сам, убив "похитителя" Лолиты непонятно зачем. Заканчивается книга уверениями Гумберта в вечной любви к Лолите и надеждой на встречу где-то там в параллельной вселенной. Да не дай бог. Она тут от тебя чудом избавилась, а ты еще на тот свет мечтаешь запустить свои липкие ручонки.
В общем, я бы не стала эту книгу запрещать, как это было сделано поначалу во многих странах мира. Но, повторюсь, я бы навряд ли ее дочитала, если бы не имя писателя и мое к нему уважительно-восхищенное отношение. Книга очень неприятная. И, кажется, я наелась пока творчеством Набокова.
|
</> |