Ложки-матрёшки

надо ее развести, чтобы таскала по шести!»
– говаривали наши предки.
1.

Да, началось в Семёнове всё с… ложки! И с Семёна-ложкаря, естественно. Потому что именно он ведь потерял свою ложку в глухом лесном краю, куда пришёл с семьёй в поисках лучшей жизни. А как без ложки-то жить? Вот и пришлось Семёну срубить клён да вырезать новую ложку себе, да и всей своей семье заодно. И уж такие ладные ложечки у него вышли, что соседи стали просить и им такие же вырезать. Потом заезжие купцы семёновыми ложками заинтересовались…
Так и пошло-покатилось. А Семёну Ложкарю в Семёнове благодарные потомки памятник поставили.
2.

Так ли это было, или народ всё выдумал, только достоверно известно, что село Семёновское упоминается в летописях с 1644 года: сюда из окрестных деревень привозились ложки-баклуши* и разный другой щепной товар (подносы, чашки, туеса и т.п.). Здесь всему придавали товарный вид и отправляли на Нижегородскую ярмарку.
Нынче только на Семёновской фабрике работает более 1500 человек.
3.

Производство, в основном, ручное: от баклуш до готовых изделий.
4.

Из Википедии: Баклу́ша — обрубок древесины (в основном липовой, осиновой или берёзовой), обработанный для выделки различных долблёных деревянных изделий (ложек и другой утвари).
Выражение «бить баклуши» возникло в связи с тем, что начальные этапы изготовления деревянной утвари — раскалывание чурбанов на баклуши, обтёсывание баклуши вчерне, проводились не ремесленником, а подмастерьем или даже ребёнком. Первоначально выражение имело смысл делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл — бездельничать, праздно проводить время.
5.

А какой здесь дух стоит! Свежеструганным деревом пахнет - аж до головокружения! (привет

6.

Вот, полюбуйтесь, какие ложки-плошки-поварёшки выходят из-под умелых рук семёновцев!
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

А матрёшки не здесь родились, они сюда позже «понаехали» - в конце XIX века, аж из самой Москвы. А "породил" их, наших матрёшек, художник Сергей Малютин (1859 – 1937). Тот самый, по эскизам которого построен Дом Перцева, стоящий в Москве напротив храма Христа Спасителя (здесь писала про него). Тот самый, который в начале ХХ века руководил художественными мастерскими в Талашкино у княгини М.К. Тенишевой (привет

Но идею создать разъёмную деревянную куклу и раскрасить её в русском стиле «подсказала» С.В. Малютину привезённая с острова Хонсю женой известного мецената Саввы Мамонтова японская игрушка: фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы (один из семи японских богов счастья), в которой находилось ещё несколько вложенных одна в другую фигурок.
Почему матрёшка? От имени Матрёна. Потому что это было одним из самых распространённых в то время русских женских имён. К тому же в основе имени лежит слово «матерь». С тех пор матрёшка стала символом материнства и плодородия.
Первая матрёшка хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашена она гуашью и потому выглядит не очень празднично. Так говорят. Сама я пока не видела…
А ещё бают (рассказывают, по-вашему), что на выставку «ЭКСПО-70», которая проходила на родине «отца» матрёшки, в Японии, семёновские мастера изготовили чудо -72-местную матрёшку. Представляете себе?
Думаю, что даже представить себе трудно. Она ведь была далеко не великаншей – всего-то в метр высотой и полметра диаметром. Зато толщина стенки каждой куколки была не более полмиллиметра. Это из дерева-то выточенная!
Нет, в Семёновском музее её нет. И ни в одном музее России. Продали чудо-матрёшку в Японии, всего за 3 тысячи… рублей.
Эххх, ложки-матрёшки!!! Обидно, понимаешь...
Ну, смотрите, что осталось. Немало интересного, мне кажется.
16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Продолжение следует...
|
</> |