Логика тормоза

топ 100 блогов lx_photos20.05.2021
Логика тормоза 20210515_041410

Самолёт - это, по сути, автобус. Пилот - водитель. И техник - такая же пьяная тварь, как ангарный механик. Вечно что-то грязно шурудит.
Потому и системы у них примерно такие же.



Например, все мы знаете, как работает АБС.
Логика тормоза ABS

Она растормаживает блокированные колёса при торможении. В авияции это называется "антиюз" или по-нашему "Antiskid".
Та же самая херь. Внутри оси каждого основного колеса Boeing-737 NG есть датчик скорости колеса.
Сигналы всех датчиков собираются в электроблоке, находящемся в авионическом отсеке.
Логика тормоза Unit
Блок их как-то анализирует, и выдаёт электросигналы на растормаживание нужных колёс.

И вот почти с этой системой у нас недавно случился интересный дефект.
Всё было хорошо, но лётчики заметили, что при снятии самолёта со стояночного тормоза правая нога растормаживается с задержкой.
И жажда денег погнала техников кромсать матчасть!
Подняли самолёту правую ногу. Пролили на всякий случай тормозную магистраль. Вроде воздуха не было. Но всё равно не работало.

Не работало оно при этом довольно интересно.
При торможении от гидросистемы A все оба колеса растормаживались мгновенно. То есть - снял обжатие педалей, и колёса сразу растормозились.
Но при торможении от системы B правое колесо (№4) растормаживалось мгновенно, а левое (№3) - с задержкой примерно 5 секунд.

Это было интересно, и мы полезли читать документацию.
В документации ожидаемо была чушь. То есть, такой дефект не был предусмотрен.

Логика тормоза FIM 1
Максимально, что напоминало наш случай, было вот это.
Как видно, список возможных причин внушаить.
Соображалки уму придавало то, что нам уже даже выслали тормоз на замену. А менять тормоз ночью... ну не то чтобы я боялся. Работа эта тупая и потому привычная.
Но нуегонафиг: 130 кг колесо и 70 кг тормоз - оно мне надо?..
Поэтому особенно интересно было решить проблему без замены тормоза.

TBS в документе к нашему случаю не очень подходит. Правда, пункт (e) , возможно, был наш клиент.
Логика тормоза FIM 2
Далее при поиске дефекта предлагалось посмотреть быстроразъёмное соединение тормоза с гидросистемой. Но мы не стали этого делать. Потому что...

Если посмотреть на схему гидравлики в части торможения, становится понятно, что без лёгики тут никак не обойтись.
Логика тормоза Brakes System

Особенно интересна сегодня часть системы, относящаяся к тормозам правой ноги.
Логика тормоза Systems
Как видно, при работе тормозов от гидросистемы A гидрожидкость поступает к обоим тормозам одновременно. Эта линия показана голубым.
А вот при работе от системы B гидрашка поступает к тормозам сначала по одной магистрали. А затем разветвляется на два тормоза - к левому (3) по светло-зелёной линии, а к правому (4) - по тёмно-зелёной. И это есть ключевое различие в нашем случае.
Потому что если от системы A тормоз 3 работает нормально, то мы можем исключить из подозреваемых все агрегаты, работающие от системы A. И агрегаты системы B, работающие на оба тормоза.
Так что проверять гидравлический разъём тормоза смысла нет никакого вообще. Потому что он у тормоза один. И переключение гидросистем происходит ДО него.
И нам нужно посмотреть, какие именно агрегаты работают только на тормоз 3 при работе от системы B.

Изучив схему, понимаем, что таких агрегатов всего два - это Fuse и AntiSkid Valve.
Логика тормоза Systems B3

Интересно, что в FIM тоже говорится про эти два агрегата. И как раз при дефекте только одного тормоза предлагается попробовать поменять их один за другим.
Логика тормоза FIM 3

Fuse - это гидравлический предохранитель, ограничивающий протекающий через него объём примерно одним литром. Чтобы при повреждении тормозной магистрали не вытекла вся гидрожидкость.
AntiSkid Valve - это клапан, стравливающий давление из тормоза по команде электромодуля.

Облегчает нашу ситуацию многочисленность агрегатов - ведь тормозов на самолёте аж четыре. Так что можно для проверки разменять два ближних одинаковых агрегата.
Агрегаты находятся на задней стенке ниши основных опор шасси.
Логика тормоза Position

Все рядом - два клапана друг над другом.
Логика тормоза Antiskid Valves
И чуть выше и левее - оба Fuse.

Размениваем сначала Fusы. Проверяем работу тормозов - ничего не изменилось. Ну что же - значит, не попали.

Второй серией триллера размениваем клапаны. И вот тут нам прёт - дефект переходит на четвёртое колесо!
Значит, дефектный агрегат найден.
Логика тормоза 20210515_041350

Заказываем авиакомпании агрегатину. Её пришлют утром. И после замены самолёт снова будет исправным.
Ну, как "исправным"?.. В этой своей части...

View Poll: #2111000


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
2 км ехали час...  ...
Статья члена Мадридского Психоаналитического Центра Россаны Лопес Сабатер ( оригинал ) Гендерное насилие в супружеской паре появляется в контексте, который принято называть "любовью". Можно подумать, что без любви не бывает гендерного ...
В связи с умиранием ЖЖ и массовым исходом из него френдов свой журнал я основательно подзабросил. Несколько опубликованных постов ушли «в никуда», без прочтений и комментариев. Ну, попробую ещё одну попытку. Это небольшой отчёт и планы на будущее.  Итак, я разменял седьмой ...
Юра высок и прекрасен, как кипарис. Недавно он увеличил себе губы, теперь рядом с ним я чувствую себя безнадёжной уральской гопницей и хочу записаться на все косметологические процедуры разом. Юра тратит на уход за собой больше, чем я, всегда может выручить бальзамом для губ, кремом для ру ...
Выходные-не считаются :)))они же и так выходные. Но у меня в этот раз нерабочая неделя получилась, поэтому, кроме агитации кое-кого на исправление оценок (шалость удалась) и времени, проведённого на кухне, я: Сходила с Даней на ПМПК, подтвердили ослабленную программу, ну, теперь, как ...