Логика и эмоции - что и когда уместнее
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
В предыдущей статье у нас речь шла про Обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу в связи с началом войны против Советского Союза. Попробуем разобраться, почему в ней практически нет кричания лозунгов, характерного для многих речей Гитлера. Почему в 20-30е Гитлер орал, истерил, бесновался, а в этой речи - и, кстати, в более поздних - мы видим спокойные логичные рассуждения. Где-то грустные, где-то ироничные - но в целом, больше упирающие на логику, а на эмоции - по минимуму.
Что нужно, для дискуссии, основанной на логике?
Математическая логика утверждает, что необходим некий общий для участников дискуссии набор аксиом. А иначе ничего не получится. В 1920-е у немцев общего набора аксиом еще нет. Представьте себе марксистов, националистов и героев Ремарка. Первым важны интересы пролетариата, вторым - Рейха, а третьим ни до того ни до другого нет дела. Им важнее справедливость, гуманизм и пр. Представители каждой группы могут вести логическую дискуссию друг с другом - но не с другой группой. Для опровержения аксиом логика не годится. Тут только эмоции.
Вот этим Гитлер и занимается в 1920-е - перепрошивкой аксиоматики. Смешиванием с говном одних аксиом и внушением других. Вот ради этого он беснуется перед толпой с трибуны. Но к концу 1930-х успех достигнут. И наступает момент, о котором говорит английская присказка Don't preach to the converted. Не проповедуй тем, кто уже принял твою веру. Или, в вольном переводе - не ломись в открытую дверь.
Гитлер четко поймал этот момент. И теперь, когда немцы приняли его аксиоматику, ведет с ними разговор, опираясь на логику. В дальнейшем, попробуем разобрать - на чем основана эта логика?
|
</> |