![](/media/images/top/preview/upload-wikimedia-org-wikipedia-commons-8-8b-False_Dimitry_entering_Moscow_June_20th_1605.jpg)
ЛЖЕГРИГОРИЙ - ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![ЛЖЕГРИГОРИЙ - ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8b/False_Dimitry_entering_Moscow_June_20th_1605.jpg)
Почему Лжегригорий?
Потому что ещё сто лет назад историки, в общем-то, установили совершенно ясно - загадочный молодой человек, на неполный год водворившийся на Московском престоле, был кем угодно, но только не Григорием Отрепьевым.
Отчего потом советские историки дружно вернулись к официозной карамзинской версии, я совершенно не постигаю - "товарищам"-то какая разница вообще, настоящий "феодальный деспот" или фальшивый?
Просто хочу отметить - за Дмитрием, хоть он и заигрывал с католиками, стояли далёкие от Ватикана и польского престола (король Сигизмунд вообще с самого начала отзывался о всей затее с "названным Димитрием" весьма резко) силы.
Все помнят, что в 1603 году наш персонаж объявился при дворе князя Адама Вишневецкого, и что именно Вишневецкие дали ему "первоначальный капитал" - денежный, человеческий, политический, наконец? Выражаясь современным языком, "Димитриада" была "частным проектом" Вишневецких.
Так вот...
В 1609 г. князь А д а м Корибутович В и ш н е
в е ц к и й и жена его Александра, урожденная Ходкевич,
основали в имении своем Брагине сельце (ныне Речинского уезда)
разом два монастыря: мужской общежительный Спасский и женский
Благовещенский - исключительно для монахов и монахинь старожитной
греческой веры; отдали оба монастыря своим тестаментом под власть и
оборону Константинопольского патриарха и наделили их владениями, с
тем чтобы две трети доходов шли на мужской монастырь, а одна - на
женский
Такой вот выходит "поляк" и "католик".
Моё предположение по этому поводу. XVI век - это как времена,
когда православных в Речи Посполитой начали щемить, и щемить
по-крупному. Начался этот паскудный процесс полного отказа от
заложенных великим Гедимином принципов веротерпимости, приведший
Речь Посполитую к скукоживаню в Польшу, а там и к полной гибели.
Простой народ ещё мог бежать в Москву - хотя и общую тяжесть на
подъём не надо недооценивать - вон сколько сейчас симпатизантов
Лукашенко в России, а что-то потоков миграции из РФ на Белую Русь
не наблюдается. Ну и есть такая вещь, как патриотизм - идеология
идеологией, а именно Речь Посполитая для миллионов православных
"литвинов" и "русинов" была Родиной.
И особенно неприемлем такой выход был для крупных магнатов. Тут тот
же князь Адам - некоронованный владыка Украины, его земли больше
королевских владений, он с самим паном крулем на "ты", можно
сказать - и извольте после всего этого целовать сапожок московскому
царю и с поклоном подавать грамотки типа "холопишка твой,
надёжа-государь, Адамко Алексашкин сын Вишневецкий челом бьёт"? Да
вы, пся крев, смеетесь?!
Вот для Вишневецких - и возглавляемой ими православной оппозиции -
посадить своего человека на Московский престол, будь то самозванец
или реальный царевич, было бы весьма важным делом. И в Москве можно
было б себя куда как свободнее чувствовать, и дома бы католики
попритихли.
Конечно, "Дмитрий" щедро раздавал в Польше обещания о
территориальных уступках и покровительстве католикам - дабы
католическая партия не заподозрила неладного и не начала совать
палки в колёса. Но, водворившись в Кремле, показал по обоим пунктам
и короне, и костёлу ядрёный шиш.
И ещё одно.
О том, как "русские люди возненавидели подлого самозванца,
оскорблявшего их нацональные обычаи" и пр.
Если кто не в курсе.
Убивал "Дмитрия" не "восставший народ", а Шуйский со сторонниками.
Народ он как раз нейтрализовал, причём очень интересным способом -
крикнув "литва государя убивает!".
И москвичи с чем под руку попало бросились "спасать" своего
государя от его же охраны - а Шуйский с компанией под шумок
захватили "Дмитрия", перебили его сторонников, а в конце концов и
его самого.
Назовите мне ещё случаи из жизни России, когда при известии об
угрозе жизни правителя столичный город всей толпой бежал
спасать...
И ещё - несколько лет после смерти загадочного правителя любой
атаман, собравшийся погулять по крупному, мог крикнуть: "Я -
Дмитрий!" - и к нему валили со всех сторон.
Если это не признак популярности в народе, то что можно считать
таковым, хотел бы я знать...