Ливия. Итоги

На мой сугубо штатский взгляд, времени для военной фазы остается крайне мало - наступающее лето, жара, самумы делают Ливию чрезвычайно тяжелым театром военных действий любого масштаба. Поэтому скорее всего, нынешний пар уйдет по большей части в свисток. Хотя зарекаться, конечно...
Видимо, есть смысл закрыть на время эту тему и попытаться подвести некоторые итоги.
Ливийский режим устоял. На мой взгляд, у этого есть три основные и определяющие причины. В отличие от большинства арабских режимов Ближнего Востока в Ливии действительно народная власть. Народ там, прямо скажем, диковат по нашим меркам - потому и власть немного эксцентрична - но в целом такое утверждение, думаю, против истины не грешит. Поэтому народная поддержка лично Каддафи, его клану и его племени оказалась значительным и важнейшим фактором устойчивости самого режима.
Вторая причина - правящая элита оказалась прочной и монолитной. Отдельные беглецы, стенающие о кровавом режиме - это нормально. Наоборот, для режима бегство отдельных и незначительных его членов оказалось даже полезным - что-то типа лечебного кровопускания. Вся остальная и основная часть правящего клана, его клиентов, всей элиты в целом продемонстрировала способность жестко сплотиться и работать как единое целое. Мало того - в авторитарных режимах вопрос преемника всегда стоит очень остро, и устойчивость власти крайне болезненно реагирует на любую информацию о положении вождя. В Ливии произошло то, что дополнительно сплотило элиты - появился реальный наследник. Это, конечно, Сеиф аль-Ислам. Неважно, что он сын Каддафи. Важно то, что в случае ухода самого Муамара, его гибели, болезни или малопонятной "комы", как у Мубарака, у элиты уже есть новый вождь, руководитель, власть которого подтверждена, легитимизирована, надежно закреплена и не будет упущена.
Это очень важный момент, так как именно потеря командира во многих случаях приводит к развалу управления и поражению. Теперь смысл устранять лично Каддафи пропал. Устойчивость власти после событий явно увеличилась.
Наконец, третий момент. В Ливии точно существует механизм внутренних согласований.Не бомбежки мирных городов и не массовые расстрелы привели к нормализации обстановки. Она, конечно, очень далека от нормальной, но сейчас речь о тенденции. В Ливии есть работающие механизмы, с помощью которых власть может маневрировать и согласовывать с несогласными свои позиции. Идти на компромисс.
Именно эти причины на мой взгляд, оказались решающими. Именно ввиду наличия этих причин довольно слабая в экономическом, военном плане страна оказалась способной существовать во враждебном окружении извне и в резко изменяющихся неблагоприятных внутренних условиях.
А теперь резкий поворот от Ливии к нам. Я заметил - и это было очень трудно не заметить - что подавляющее большинство пришедших в эти дни ко мне людей не сколько интересовались самой Ливией, сколько пытались с помощью информации о ней апроксимировать ситуацию на нас самих. Через Ливию понять себя, так будет точнее.
Легко заметить, что ни одной из трех причин - единства власти и народа, устойчивости элиты и работающих механизмов согласования - в России нет. Это - тоже вывод из ливийских событий. Никто не будет отрицать, что случись что - наша элита, работающая вахтовым методом и летающая на работу из особняков в Англии, в случае серьезных неурядиц просто разбежится. Никто не сомневается в том, что число сановных предателей и стоящих в очередь рассказать об ужасах кровавого путинского режима будет существенно больше, чем те жалкие штучные интервью ливийских беглецов. Единство российской элиты в случае нештатной ситуации вызывает вопрос только в одном направлении - как быстро и как много сразу сбежит.
Upd.
В отличие от Ливии, у нас традиционны ритуальные пляски вокруг вопроса о преемнике. Всегда есть железный аргумент про то, что только нынешний лидер спасет страну, ибо на горизонте никого, равного солнцеподобному, нет. А так как вероятность ухода лидера хотя бы по причине его небожественного происхождения, а потому и неизбежной смерти, все-таки существует, то элита всегда находится в подвешенном состоянии. Все гадают, строят предположения, а верховная власть развлекается правильным рассаживанием по местам.
Нервная реакция элиты на непредсказуемость в этом вопросе тоже никак не способствует ее единству. Византийская неопределенность до последней секунды создает остроту ощущений, да и разгадка кроссвордов в целом полезна для ума, но к стабильности это не имеет никакого отношения.
На войне всегда есть ситуация, когда гибнет командир. И всегда есть тот, кто подает команду:"Принимаю командование на себя!" - и его право подтверждено формальными уставами и неформальным лидерством. Этот компонент устойчивости в России отсутствует как явление.
Upd.End
В России власть и народ являются антагонистами. Отчужденность власти от народа позволяет ей решать проблемы без его участия в режиме осыпания благодатью нон-стоп - но это же напрочь лишает власть возможности прибегать к народной поддержке в экстремальной ситуации. Не только войны, кстати. Экономический рывок и модернизация - это тоже экстремум. И наличие единства - одно из важнейших условий такого процесса.
Наконец, отстранение народа от власти и обрыв социальных связей между ними стали причиной отстутствия работающих механизмов согласования интересов. Вспомните - власть просто не понимала, что делать после Манежа. Да, подавить выступления - это ее задача. Это нормально. Но когда пришло время разбираться с причинами - максимум, что получилось - это созвать Госсовет и встретиться с фанатами. Это вообще не уровень даже постановки задачи. Единственный работающий механизм согласования интересов на сегодня - это возбуждение уголовных дел против проигравшей группировки. Посадки генералов и чиновников - это, конечно, полезно, но это все-таки не то.
В итоге получается, что Ливия - значительно более суверенная и независимая страна, чем Россия. Она имеет возможность решать свои критические проблемы. Мы - видимо, нет. У нас нет причин и возможностей для этого.
Таковы, на мой взгляд, итоги ливийских событий применительно к нам.
|
</> |