Ливия. Экспансия на Восток
el_murid — 31.01.2016 Как сообщил комиссар по вопросам мира и безопасности Африканского союза Смаила Шерги, боевики ИГ продвигаются на восток Ливии, атакуя нефтяные объекты в Рас-Лануфе.«Экспансия «Исламского государства» беспокоит всех нас и требует принятия энергичных мер, однако мы сможем сделать это лишь при наличии в Ливии действующего правительства и сил безопасности, которые можно будет снабдить и экипировать»
Вообще-то дальше будет только хуже. Ливийский ИГИЛ переходит к активным действиям. Весь прошлый год боевики спокойно наращивали свои силы, вели агитацию среди молодежи в городах и конкурирующих группировках, сколачивали союзы, обустраивались в медийном пространстве - несколько громких казней, снятых высокопрофессиональными специалистами с сюжетом, качественным видео, звуком и эффектами. В конце года началась экспансия - по совершенно предсказуемому маршруту - на восток от Сирта вдоль побережья к нефтяным терминалам Бреги и Рас-Лануфа.
География Ливии такова, что то, кто контролирует побережье, контролирует весь ливийский экспорт. А Ливия экспортирует в основном нефть. При этом возможности ливийской нефтяной отрасли сравнимы с теми, которые есть у ИГИЛ в Сирии и Ираке вместе взятых, а то и превосходят их. Ливия сегодня экспортирует катастрофически мало нефти - буквально 300-400 тысяч баррелей в день (катастрофически в сравнении с временами Каддафи, когда Ливия экспортировала несколько миллионов баррелей в сутки). Однако для ИГ даже 300 тысяч баррелей - это в пять раз больше того, что добывается сегодня на месторождениях Аль-Танак и Аль-Омар в Сирии.
Если экстраполировать игиловскую практику взимания пошлин на добычу и торговлю нефтью в Сирии и Ираке, переход на ливийскую нефть принесет в казну ИГ дополнительно 7-8 миллионов долларов ежедневно (от 2,5 до 3 миллиардов долларов в год). С такими деньгами нет никаких сомнений, что большая часть ливийских исламистов принесет присягу Аль-Багдади - и обстановка в регионе качественно изменится - под ударом ИГ окажется стратегически важный во всех отношениях Египет. А Египет - это Суэцкий канал. Это угроза мировой торговле в мировом же масштабе. Тот, кто будет контролировать Ливию и ливийскую нефть - то и сможет создать столь серьезную угрозу глобального уровня.
Если в планах какой-то части элиты США есть место для идей контроля над Европой - то более удобного инструмента, чем ливийский ИГИЛ, придумать очень сложно. При этом удавка Суэцкого канала будет держать под контролем не только Европу - но и весь Ближний Восток, включая нефтяные королевства и эмираты, а также Иран.
В определенном смысле планы этой части американского истэблишмента могут совпадать с планами тех группировок в Кремле, которые камлают на нефтяные цены и готовы удавить всю российскую экономику, но не дать ей ни малейшего шанса на то, чтобы "слезть" с той самой нефтяной иглы, о которой говорится не первый год, да и не первое десятилетие.
Видимо, поэтому в России столь индифферентно относятся к ливийской угрозе, предпочитая сосредоточиться на имитации борьбы с ИГИЛ в Сирии. Надежда очевидна: если ИГИЛ сумеет захватить нефтяные терминалы Сирта, Бреги, Рас-Лануфа и Тобрука - то дальнейшее направление экспансии в направлении Суэца становится неизбежным. Такая угроза может переломить негативный тренд на нефтяном рынке - политические риски становятся в таком случае крайне высокими.
|
</> |