Литературные шалости стюардессы. Про турбулентность
sverdlovskavia — 18.06.2021Все слышали фразу на борту самолета - «в целях вашей безопасности оставляйте ремни застегнутыми в течение всего полёта», или ее аналоги? Казалось бы, вот зачем? «Джигит не пристёгивается» и прочее. Прилетев вчера из Сахалина во Владивосток, решила рассказать, что мне удавалось почувствовать во время турбулентности.
«Турбулентность (от лат. turbulentus — бурный, беспорядочный) — это физическое явление, при котором в потоке жидкости или газа самопроизвольно возникают фрактальные и линейные волны различных размеров». Другими словами, встреча воздушных потоков, ощущаемая как внезапная тряска на борту самолета. Как правило, явление не опасное для авиалайнера, но может быть весьма травмоопасно для людей на борту. Поэтому, и пассажиры, и бортпроводники должны быть на своих местах с пристёгнутыми ремнями безопасности!
Самый первый яркий случай турбулентности у меня был на Ту-154 на рейсе Владивосток-Иркутск, когда нам пришлось обходить обширный грозовой фронт, как выразились наши пилоты, «чуть ли не через Петропавловск-Камчатский пришлось лететь». Трясло так, что о том, чтобы налить жидкость в стакан не было и речи. Но, мне, в нарушение правил безопасности, пришлось сидеть не на станции пристегнутой, а в полуприседе в салоне, рядом с пассажиркой бизнес-класса, держа ее за руку и убеждая, что все хорошо. Девушка - аэрофоб, а тут ещё гроза и трясёт… кричала на весь самолёт, и только вцепившись в мою руку, ей становилось легче... Через пару дней встретились снова на рейсе, уже как родные. :)
Чаще всего турбулентность лёгкая и непродолжительная, потрясло немного, да и дальше ровно летим. Но было как-то, на рейсе из Екатеринбурга в Рим над Европой трясло часа 2, не меньше. Какая потом очередь в туалет выстроилась..)))
А как красиво и немного жутко трясло ИЛ-86, особенно с хвоста - такой длинный и большой самолёт и гнёт его неведомая сила в разные стороны, извивает змеёй…кажется, вот-вот сломает. Но нет!))
Бывает и такое явление - «турбулентность ясного неба» - это когда ничего не предвещает тряски, ни Метео, ни диспетчер УВД, ни летящие по этой трассе другие самолеты. И вдруг! Подлетаем к Тбилиси, погода ясная, виды красивые, снижаемся, пошла по салону в хвостовую часть ВС, проверять готовность пассажирской кабины к посадке, после доклада бортпроводников. Дошла до хвоста, пожелала коллегам приятной посадки, и тут кааак начало бултыхать нас в разные стороны! На ногах стоять не возможно! Ребятам командую - «занять станции, пристегнуть ремни!» Сама успеваю сесть на свободный последний ряд, пристегнулась. Перекличка - все живы, травм нет, но трясёт потрясающе!)) а мне надо в носовую часть! Моя станция, дверь и девочка-бортпроводник молодая и неопытная там! Встать на ноги невозможно. Думаю, «если до выпуска шасси не станет лучше, придётся ползти вперёд…а я в платье…шалить дак шалить… мдаааа»… благо, выдался момент, снизилась тряска, я бегом вперёд, держась за полки. Села благополучно. Капитан вышел из кабины, когда пассажиров проводили, спрашивает - «Как посадка?», а у самого вся рубашка мокрая, как и у второго пилота. Я говорю - «Потрясающе, Артём! Что это было?..» Он - «Мы сами ох**ли»…
У моих коллег были менее весёлые случаи… если не ошибаюсь, есть такое явление - спутный след - невидимые глазу и непрогнозируемые вихревые потоки от двигателей впереди летящего самолёта, особенно широкофюзелляжного или истребителя например (поправьте меня, уважаемые знатоки