Лисья маска (папье-маше)


Для начала - несколько вводных слов, которые, в принципе, можно не читать и перейти сразу к картинкам.
Папье-маше долгое время не давало мне покоя. Эта техника мне всегда казалась привлекательной, поскольку почти что из ничего можно создать почти что все. При этом, очень многое из того, что я видела выполненного в этой технике, мне категорически не нравилось; былые попытки создать что-то свое тоже не принесли удовольствия - процесс показался липким и хаотичным.
Однако, в последнее время меня сильно заинтересовали маски. Папье-маше представилось мне самым подходящим способом для создания своего пробного варианта.
В итоге, результат мне понравился, а процесс оказался вполне интересным и творческим.
Итак, использованные материалы и инструменты (в порядке их появления):
- проволока, пассатижи, кусачки, пластилин
- клейстер (крахмал + вода)
- ножницы
- бинты, салфетки (бумажные носовые платки), вата
- острый-острый нож
- ПВА, жесткая кисть
- металлические колечки
- мелкая наждачная бумага
- краски (темпера + гуашь), кисти
- лак
- резинка, нитки, иголка
Первое, что было сделано - проволочный каркас.

Проволока формируется как контур будущей маски. В местах соединения сгибаются узлы. Там, где важно, чтобы части проволоки крепко держались друг за друга, а не ездили (в моем случае - там, где крепятся уши), прилепляем кусочки пластилина. Каркас может быть достаточно обобщенный, но при этом важно учесть изгибы (нос, уши).
Мой недочет на этом этапе: слишком тонкая проволока. Она очень легко гнется, поэтому сложно придать каркасу нужную форму - один изгиб тянет за собой все остальное. Из-за этого маска вышла несимметричной (хотя симметрия не входила в мою задачу).
Далее, при помощи сваренного и остуженного клейстера делаем первый слой.

Я делала так: обмакивала бинт в клейстер и натягивала между краями каркаса. Затем прилепляла к нему кусочки салфеток - они быстро впитывают в себя излишки клейстера.

Бинт хорош для придания формы, поскольку, по сравнению с остальными материалами, он довольно прочен.
После того, как базовый слой просох, делаем еще 2-3. Слои нужно делать не толстыми (не больше 2-3 салфеток / бинтов), иначе они будут гораздо дольше высыхать. Вообще, высыхание длится несколько часов. Для ускорения процесса я сушила маску перед горячим вентилятором.
При нанесении каждого нового слоя маска пропитывается, становится влажной, мягкой и гибкой - меня это поначалу настораживало, но потом оказалось, что после высыхания маска твердеет.
После высыхания, при помощи острого ножа и маленьких ножниц прорезаем дырки для глаз.

Глаза нужно делать с учетом того, что у готовой маски они станут меньше на несколько миллиметров.
После этого клейстером я уже не пользовалась. Срезы по краям глаз были пропитаны ПВА и заклеены салфетками. Собственно, ПВА, салфетки и тонкие кусочки ваты - основные материалы, используемые на дальнейших этапах.

После того, как я подклеила глаза, мне показалось нужным пропитать всю маску ПВА, чтобы она стала жестче. Не уверена, что результат после высыхания был именно таким, но появилась некоторая однородность поверхности.
Далее - самая размеренная и полюбившаяся мне часть. При помощи плоской жесткой кисти наносим ПВА на поверхность, сверху прикладываем кусочек салфетки (он тут же пропитывается клеем) и этой же кистью разравниваем его на поверхности. Это необходимо сделать по всей площади маски, периодически просушивая. На этом этапе уже можно корректировать форму, делать поверхность более ровной, накладывая на какие-то участки больше салфеток, на какие-то - меньше. Кроме салфеток здесь можно использовать вату; она уместна там, где необходимо добавить объем. В случае с ватой процесс выглядит похоже: поверхность намазывается клеем, сверху прикладывается тонкий кусочек ваты, который, в свою очередь, тоже промазывается клеем (вата пропитывается клеем не так хорошо, как салфетки).
Теперь нужно сделать колечки, к которым в дальнейшем будет прикреплена резинка.
У меня были металлические колечки со штырьками - они прилагались к икеевской рамке для фотографий. Если же их нет, то что-то похожее легко можно согнуть из проволоки.

Я приклеила колечки пластилином с задней стороны. Затем накрыла пластилин кусочком бинта, промазала его ПВА и продолжила обклеивание салфетками.
После того, как было нанесено уже достаточно слоев и маска приобрела удовлетворительную форму, при помощи клея и ваты я сформировала нос и брови.

Грань между новыми деталями и остальной поверхностью была заглажена при помощи салфеток.
На этом стадия оклеивания завершена. Можно пройтись по поверхности мелкой шкуркой, если хочется избавиться от шероховатости. В моем случае пришлось шкурить внутреннюю сторону: последний слой я сделала из бинтов, чтобы текстура "изнанки" отличалась от лицевой, и после высыхания она стала весьма колючей.
Теперь осталось раскрасить маску.

Я раскрашивала темперой и немного - гуашью (из-за нехватки цветов). В другом случае я не стала бы использовать гуашь, потому что она смазывается большинством лаков.
Базовый слой лучше наносить жесткой кистью, чтобы краска лучше проникала во все углубления.

После раскрашивания - лак. Я использовала матовый акриловый Marabu. Он не воняет, равномерно наносится, быстро сохнет и более-менее лояльно обращается с гуашью.
Ну и последнее - резинка. Петельки я закрепила ниткой и иголкой.

Изготовление маски заняло у меня около недели (часа по полтора в день).
На этом мой первый отчет о моем первом изделии из папье-маше завершен. :)