Листая старую тетрадь

топ 100 блогов leorer30.09.2023 1.
Бен-Гурион N лет спустя
https://leorer.livejournal.com/2004/12/11/

"Сионистское движение, которое удовлетворилось бы созданием в Эрец-Исраэль еврейского населения, род занятий которого был бы тем же, что и у евреев Плонска, Бреста или Варшавы, было бы обречено на неудачу. Невозможно добиться политической независимости евреев, если ей не будет предшествовать самостоятельность экономическая, то есть еврейское общество, живущее плодами собственного труда, независимое от чужих рабочих рук и управляющее собственным хозяйством.

Это можно выразить и следующим образом: если в стране возникнет общество, которое не будет самостоятельным в экономическом плане, завися от подачек извне и чужого труда у себя дома — оно потеряет и политическую независимость."


"Именно опыт Первой алии показал - при всем героизме ее поселенцев-первопроходцев - что ожидает еврейское поселение, полагающееся на арабскую рабочую силу и охрану: так, может быть, можно создать класс еврейских помещиков на Ближнем Востоке — но никак не еврейскую нацию."


"Мировая история преподает нам один страшный урок. Каждый, кто изучал историю Рима, помнит полную напряжения главу, посвященную Пуническим войнам.

На нашем языке следует говорить "Ханаанейские войны". Жил один великий ханаанейский полководец, принадлежавший к расе, близкой к древним евреям. У него было еврейское имя и еврейский титул: Ханниваал ха-шофет (Ганнибал - судья) из Карфагена. Это был один из величайших полководцев в истории народов, возможно — величайший из них, и вел войну с молодым тогда Римом.

Он показал чудеса военного искусства. Он встал во главе армии наемников из числа сынов различных народов и рас, привел ее из Северной Африки в Италию через Альпийские горы, проник в самое сердце Италии и произвел опустошение в римском стане. Ему противостояла большая римская армия, обладавшая превосходящими силами, но он наносил им одно поражение за другим.

Однако Ганнибалу не помогло ни его мужество, ни военный и государственный гений - а он был не только гениальным полководцем, но и гениальным государственным деятелем. И в конце концов он был побежден и пал, хотя ему противостояли посредственные, бездарные командиры. Римская посредственность победила ханаанейский гений. Ибо Карфаген был городом-государством, а Рим - государством-деревней, и в отчаянном противоборстве горожан и селян победили сельские жители.

Не помогло ни все торговое богатство Карфагена, ни гений его полководцев. Мужество Ганнибала было сломлено в упорной борьбе с римскими крестьянами. Этих крестьян не испугали тяжкие поражения, которые они терпели одно за другим, ибо они пустили корни в этой земле и были крепко связаны с почвой. Они одолели Карфаген и стерли его с лица земли без остатка."


Отсюда - твердое убеждение Бен-Гуриона после Шестидневной войны в необходимости четкого еврейского большинства в государстве Израиль и избежания власти над территориями с густым арабским населением: значительное арабское население "отобьет" у евреев ручной труд и этим подорвет социально-экономический базис государства как государства еврейского.

Если хозяйство Эрец-Исраэль будет основано на частном капитале и арабском труде, здесь сложится колониальное общество; если же оно будет зиждиться на коллективно-национальном капитале и еврейском труде, то и государство, которое здесь со временем возникнет, будет преследовать коллективные и национальные цели. Тот, кто создает общество и явится носителем его социально-экономической базы, будет господствовать в нем и политически.


Отсюда — борьба с политическими противниками, которую Бен-Гурион вел во все периоды своей деятельности, не всегда выбирая средства; отсюда — союз со средними классами с целью избежать возникновения правого гражданского большинства, а также с религиозным сионизмом, чтобы путем сближения с ним не допустить создания единого религиозно-ревизионистского фронта; отсюда — борьба с крайне левыми в сионизме (сначала — левые Поалей-Цион, затем Мапам), против доктринерской концепции классовой борьбы, неуместной в реальности строящегося общества, лишь создающего свои классы, и в первую очередь рабочий класс.

Ибо, согласно Бен-Гуриону, нельзя добиваться политических целей без социальной базы; вокруг этого и велся его спор с ревизионистским движением в 30-е годы. Бен-Гурион считал, что упор, который ревизионистское движение делает на политической и военной стороне вопроса, без создания социально-экономической базы (и без подлинных союзников в лице великих держав) , порождает, в конечном итогу, отсутствие глубины и слабость; так легче достичь показательных успехов, но они будут недолгими и непрочными.


"Галут вселил в наши сердца недоверие ко всякой власти. Мы народ оппозиционеров, потому что не были самостоятельным народом". Этими словами, сказанными в 1953 году во время обсуждения вопроса о государственной системе образования, Бен-Гурион выразил одну из центральных концепций последних лет своей жизни, связанную с его сомнениями по поводу способности еврейского народа справиться с трудностями в области государственной жизни, соблюдения закона и порядка и принятия авторитета государства.


...Но в основе этого лежало пессимистическое по сути и критическое восприятие Бен-Гурионом еврейской истории, которую он рассматривал — как и А. Д. Гордон в свое время — как непрекращающиеся поиски легких путей, заработков, не требующих труда, легкую приспособляемость к действительности и законам диаспоры.

Сионистская революция, согласно Бен-Гуриону, требует не только иммиграции в Эрец-Исраэль, перехода к трудовой жизни, выхода за пределы городов — но и привычки жить в рамках закона и порядка. Бен-Гурион не идеализирует еврейский народ именно потому, что он нуждается в Избавлении, так как диаспора искажает и извращает даже самое основное в образе жизни.

................

Недаром в Израиле не издают и не изучают сочинения Бен-Гуриона, основателя Государства Израиль. В них помимо похвал Ленину, призывов изучать советский опыт и вИдения государства, которым будет управлять Гистадрут, содержится еще и вот это.

------------------------------------

2. Среди всего, что писалось в связи со вчерашним днем памяти Ицхака Рабина, мое внимание привлек материал во вчерашнем номере "Маарива".
( Collapse )

Время - 1948 год. Место действия - Иерусалимский коридор. Бригада, которой командует Рабин, занимается зачисткой коридора.
(Зачистка в целом получилась. Даже сейчас, спустя почти 60 лет, население Коридора меньше того, которое там жило в начале 1948 года).
Армия подходит к деревне Абу-Гош.
(Она, думаю, известна всем благодаря своим ресторанам и фестивалям музыки).
Рабин посылает представителей к мухтару и отдает приказ:
-Всем жителям покинуть деревню в течение 24 часов. Идти к иорданской границе. После указанного срока будем расстреливать всех, кто остался.
Проходит 24 часа. Жители остаются в деревне.
Солдаты под руководством Рабина входят в Абу-Гош.
По рупору объявляют:
-Всем мужчинам собраться в нижней церкви.
Мужчины собираются.
Заходит Рабин. В церкви мужчины деревни с поднятыми над головой руками.
-Всем развернуться и идти на северо-восток. За неповиновение - расстрел.
Тут к Рабину обращается мухтар деревни (тот, который потом зажигал факел в день независимости Израиля):
-Мы не воевали против евреев. Мы всегда дружили с евреями. Наши мужчины не воюют в отрядах Хадж-Амина Аль-Хуссейни. Почему вы нас выгоняете?
-Ниипет. Это не имеет значения. Я хочу, чтобы вдоль всей дороги от Тель-Авива до Иерусалима не осталось ни одного араба.
-Вы, конечно, можете нас выгнать, но перед этим вам придется нас расстрелять. Потом вы вынесете нас на носилках.
Рабин отдает солдатам приказ передернуть затворы. Мужчины стоят.
-Целиться.
Мужчины стоят на месте. Проходит несколько минут. Наконец Рабину это надоедает, он машет рукой и говорит:
-Хрен с вами. Ну ладно, оставайтесь.
Так деревня Абу-Гош осталась на своем месте.
Интересно, что автор статьи (фамилию не помню) делает из всего этого вывод о необыкновенном гуманизме Рабина.
Через много лет этот автор беседовал с жителями Абу-Гоша. Все старожилы помнили эту историю и рыжего офицера, который передумал стрелять. Когда автор спросил об этой истории самого Рабина, тот замялся и сказал:
-Тогда много чего было, я уже все не помню.

ЗЫ.
В Биографии Рабина действительно много чего было. Он участвовал в расстреле "Альталены", о чем при каждой возможности вспоминают наши "правые", и в этнической чистке, о чем они не вспоминают. В ходе этой чистки в одном Иерусалимском коридоре было уничтожено не менее полутора десятков таких деревень как Абу-Гош, в том числе Эммаус, в котором останавливался Христос. Все они исчезли бесследно, превратившись в камни на полянах, заросших лесом. Потом Рабин действительно многое сделал для того, чтобы исправить "ошибки молодости". До конца не успел. Отсюда амбивалентность моего отношения к нему.
Я разделяю личность Рабина и память о нем, реальность и "фестиваль воспоминаний". В какой-то степени эта ситуация аналогична (ламрот элеф авдалот) ситуации с Лениным в СССР в 60-70 годы, после развенчания культа личности Сталина. Ленин тогда вопреки всякой логике стал символом отрицания темного наследия советского прошлого. Ему посвящали хорошие поэмы хорошие советские поэты, от его имени осуждавшие сталинизм. Да, он отдавал приказы о расстреле священников и приказывал травить газами тамбовских крестьян, но в итоге понял пагубность "военного коммунизма", перешел к НЭПу и призвал повысить роль Рабкрина. Мало, конечно, но спасибо ему и за это. А антисталинский дискурс, возведенный на его имени, остался, развился и победил.
Отношение к "фестивалям Рабина" у меня однозначно позитивно-сентиментальное, а "дети цветов" на площади останутся в моей памяти навсегда.

https://leorer.livejournal.com/2006/11/03/

................................

Нелли Гутина написала: "Только представьте себе, что на месте армян Арцаха оказались бы палестинцы".

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Антифинский советский агитационный плакат 19 сентября 1944 года между СССР и Финляндией был подписано так называемое московское перемирие, завершившее советско-финскую войну 1941- 1944 года . Война  с Финляндией была весьма необычна. Финны старались лавировать между всеми ...
Редакция Pics.ru попросила девять читательниц, вышедших замуж за иностранцев, поделиться своим опытом жизни в новой стране и наблюдениями о чужой культуре: еде, бытовых привычках и отношениях в семье. Муж — немец Я белоруска. Немцы драники с вареньем и яблочным муссом ...
Во первых- не реклама. Впрочем, у меня в блоге ее и вовсе нет. Что хотел сказать: посмотрел тут некий телеграм канал, «минута в минуту», если кому интересно- по названию найдете, ...
Пока вы все дисциплинированно сидите дома, я взял на себя смелость и прошелся за вас по центру Москвы, чтобы самому посмотреть и вам показать, что там и как. К тому же когда еще представится шанс снять пустую Красную площадь? ( Read more ... ...
К флешмобу «Один лайк — один факт» присоединился человек, который кучу времени в своей жизни посвятил изучению биографий серийных убийц. И он владеет такими фактами, которыми может похвастаться далеко не каждый паблик! Пользователь твиттера под ником Alexey Zamskiy ...