"Листая старую тетрадь расстрелянного генерала...", нашел у себя начало статьи



Поскольку офицер резко сократил дистанцию с третьим врагом, удар того не достиг цели, «ему не удалось рассечь даже одежду Норимицу», а вот сам аристократ заколол негодяя. Интересно, что позднее Норимицу был назначен губернатором провинции Тотоми и с успехом ею управлял. Читая этот отрывок видно, что основные принципы японского фехтования на больших мечах в пешем бою закладывались уже тогда. Здесь мы видим и уход в сторону с линии атаки отступом, и быстрое извлечение меча с мгновенным нанесением удара, и переброс противника через себя, характерный для сформировавшегося в более позднее время дзюдзюцу, и, наконец, эффективный укол двумя руками с подшагиванием к противнику.

Окончание периода Хэйан было кровавым. В 1156 и 1159 годах одно за другим следуют мятежи Хогэн и Хэйдзи. В результате борьбы между двумя сильнейшими в стране воинскими кланами Тайра и Минамото побеждают Тайра, и глава клана Тайра Киёмори по повелению императора становится тай-сёгуном, главнокомандующим всеми войсками в стране, фактически правителем Японии. Но через 20 лет уцелевшие вожди Минамото поднимают новый мятеж, и в пятилетней войне клан Тайра терпит сокрушительное поражение, его вожди и их семьи беспощадно уничтожаются. Воинские сказания этой эпохи: «Хэйкэ-Моноготари» («Повесть о доме Тайра»), «Хогэн-монготари» («Повесть о годах Хогэн»), «Ёсицунэ-ки» («Сказание о Ёсицунэ») дают нам описание многих рукопашных схваток, как конных, так и пеших. Судя по всему, в конном бою применялись определенные боевые приемы, сохранились даже названия некоторых из них: «Полет ласточки», «Паутина», часто говорится, что бойцы рубят во все стороны, не разбирая людей и лошадей. Зачастую, после перестрелки и конного поединка схватка продолжалась на земле. Здесь, впрочем, не было место каким-то изыскам: противники, как правило, были в доспехах, сражались на неровной почве, песке или в снегу, и бой был достаточно прост: «Какухан налетел, распаленный жаждой битвы, и принялся рубить с огромной силой справа и слева, словно бы стремясь начисто скосить противника, Таданобу, ловко увертываясь, отражал его удары» «Ёсицунэ-ки». Описывается множество случаев, когда удары разрубали шлемы и доспехи, перерубали ноги, но чем это обеспечивалось – грубой силой или отточенной техникой, сказать мы не можем.
Минамото Ёритомо, победитель в гражданской войне, основал ставку сёгуна в Камакура, положив начало периоду Камакура. В это время японские кузнецы достигают подлинных вершин в своем искусстве, создавая шедевры, которые не удалось превзойти до сих пор. Надо сказать, что несмотря на то, что сословие ремесленников стояло на третьем месте, после самураев и крестьян, изготовители мечей пользовались уважением и считались равными буси. Более того, даже императоры не гнушались этим благородным искусством, так, к примеру, император Го-Тоба (годы правления 1183-1196) считался выдающимся мастером-оружейником. Сам процесс изготовления хорошего клинка предварялся и сопровождался очистительными церемониями и постом. Помимо тати, который претерпел некоторые изменения, став более массивным, появился короткий меч косигатана, который носили заткнув за пояс лезвием вверх.

Период мира окончился в 1336 году, когда страна оказалась разорвана на две части войной Северного и Южного Императорского дворов. Междоусобная бойня продолжалась 56 лет, затем в стране на семьдесят лет наступило затишье, прервавшееся войной Онин 1467-1477 году. С этого времени принято вести отчет периода «сражающихся княжеств», продолжавшегося сто пятьдесят лет. Дружины конных лучников на полях сражений сменили огромные армии пехотинцев: пикинеров, лучников и, позднее, аркебузиров, поддерживаемые отрядами ударной кавалерии, которая умела не только стрелять, но и атаковать врага копьями. Сражение, как правило начиналось упорядоченно, но нередко превращалось в беспорядочную свалку, где каждый воин искал себе противника. Длинные пехотные пики, луки и аркебузы здесь становились бесполезны, и воины-самураи должны были полагаться на мечи. В таком бою даже боец невысокого ранга, простой пехотинец-асигару мог выдвинуться, сразив высокопоставленного вражеского воина. Навык владения мечом, кэндзюцу, было залогом выживания. Рядовые пехотинцы, а иногда и командиры на поле боя носили меч катана, размещаемый за поясом лезвием вверх. Такое оружие не мешало передвигаться и действовать пикой, луком или аркебузой, оно было несколько короче тати, но для рукопашной схватки подходило как нельзя лучше.
С этого момента начинается история фехтования, как формализованного боевого искусства, не коллекции приемов, передаваемых внутри клана, а системы подготовки воина. Наиболее древние из этих школ восходят к 15-му веку, это, к примеру, знаменитая Синто Рю, основатель которой, Иидзасо Ямасиро-но ками Иэнао жил в 1387-1488 гг, Кагэ-рю, основанная Айсу Ико (1452-1538 гг). Современные историки различают несколько традиций кэндзюцу, каждая из которых объединяет несколько крупных школ:
1. Традиция Катори-Касима, к которой принадлежат школы, связанные со святилищами Касима-дзингу и Катори-дзингу: Синто-рю, Бокудэн-рю, Арима-рю и некоторые другие. Эти школы, созданные участниками многочисленных сражений периода Намобуктё, объединили древнейшие приемы боя на мечах.
2. Традиция Тюдзё, восходящая к буддийскому монаху Дзион и наставнику Тюдзё Хигоносукэ, жившим в 14 в. объединяет школы: Тюдзё-рю, Тода-рю и Итто-рю, которая, в свою очередь, имеет множество школ ответвлений. Эта традиция была наиболее популярна в эпоху Эдо, поскольку Токугава Иэясу обучался у мастера Итто-рю. Именно Тюдзё лежит в основе современного кэндо.
3. Традиция Кагэ, восходящая к школе Кагэ-рю, породившей влиятельнейшую школу Синкагэ-рю, от которой, в свою очередь, произошла официальная школа кэндзюцу сёгунов Токугава: Ягю Синкагэ-рю.