Листая назад

Когда Иозеф Кнехт пришел к Старшему Брату, то его просьба об ученичестве была испытана с помощью «Книги Перемен». Старший Брат действовал по науке – медитация, стебли тысячелистника, все такое... И в итоге получил гексаграмму «Мэн. Недоразвитость» – очень удачно подходившую к ситуации, буквально дословно её описывающую. Интересно, Гессе в самом деле, когда писал этот эпизод, бросал, ну пусть не стебли – монетки? Или просто подобрал подходящую по сюжету комбинацию?
Часто приходится слышать упреки в том, что Пелевин превращает «мудрость веков» в анекдот, всячески её девальвирует.
Забавно, что в его «Числах» именно эта гексаграмма тоже играет важную роль. Неожиданно проявляется, что называется, в точке бифуркации. Причем тоже очень к месту. Но заподозрить, что Пелевин её искусственно подобрал уже сложнее, т.к. никакие виртуальные персонажи никаких стеблей не бросают, история появления нужной комбинации у всех на виду.
Особенно удивительно это превращение. Когда число 34, которое при первом, еще дилетантском взгляде, соответствует гексакгамме «Да чжуан. Мощь великого», превращается в двоичной записи в «Недоразвитость».
При этом, если шестая позиция в «Мощи» была совершенно безысходной: «Козел бодает изгородь – не может отступить, не может продвинуться», то после превращения, (как раз в момент вступления в новую жизнь) выход описан точно по сюжету: «Удар по недоразвитости. Не благоприятствует быть разбойником, но поможет с ним справиться».
Отличная иллюстрация для «просветления»: только меняя ментальный фокус, можно изменить и свою жизнь, да и весть «мир вокруг».
И кажется, что это не частный случай. Пока игроки в бисер подгоняют жизнь под свои хитроумные схемы, другие живут. И то, что их жизнь часто походит на анекдот, скорее плюс, чем минус.
|
</> |