Лирик нуждается в физике

топ 100 блогов gomazkov08.01.2015
Давно интересовала меня загадка перемены температур в плацкартных вагонах старых поездов.
Холодные вагоны теперь стали редкостью, да и езжу я в основном в купе, но вот на днях всё совпало: поезд дополнительный, праздничный, собранный из неликвида, плюс взять я из-за новогодних двойных тарифов решил плацкарт, и помянутая загадка вновь встала передо мной.
Поздний вечер, на улице крепкий мороз, в вагоне – с древними деревянными рамами окон – прохладно, но пока комфортно (я не люблю жары).
Беглое ощупывание батареи под столом спустя час пути подтверждает ожиданное: топить не будут. От окна сифонит с присвистом. Вспоминаю старые навыки: делаю из куртки полог, заматываюсь в шарф, укутываюсь в одеяло и даже как-то сплю.
Ночью очень холодно. Утром с трудом поднимаю примёрзшую к стеклу шторку, на подоконнике – снег. Хмурые пассажиры, отвыкшие от суровой реальности, сидят в пальтах, ворча сиплым шёпотом.
Но я уже знаю, что будет. Температура начинает медленно, но ощутимо подниматься: через три часа все сидят уже в футболках, а за час до прибытия, обливаясь семью потами, я уже мысленно тороплю машиниста. При этом чая я в поезде не пью и иными внутренними способами с утра не греюсь.
А батареи так и не заработали, а сколько-нибудь существенного перепада дневных и ночных температур за бортом, согласно прогнозу, не было.
В чём причина данного феномена? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знание физики, к которой у меня всегда была нежная, платоническая, неразделённая любовь, и здравый смысл, отсутствие которого я в последнее время научился отчасти компенсировать жизненным опытом.
Поэтому позволю себе несколько дилетантских предположений.


Первое. Титан. Его топят для чая вечером и утром и не топят ночью. Но неужели один небольшой, пусть и горячий, бак может так разогреть целый вагон?
Второе. Люди. Их количество не изменилось, но если ночью они, недвижные и укутанные, грели лишь себя, дыша тихо, то утром они невольно начинают вырабатывать больше тепла, что сразу сказывается на общей атмосфере, – какая метафора!
Третье. Скорость. Ночью поезд, несомненно, идёт гораздо быстрее, так как отсутствуют сильно уплотняющие расписание электрички, и сквозняк продувает вагон так, как не может утром.
Скажите, люди умные, что Вы думаете об этом явлении природы и о моих самодеятельных попытках его объяснить? Быть может, есть ещё что-то, чего я по серости своей не вижу?

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Позавчера на эфире Андрея Макарова мы с депутатом Шлегелем (на фото — слева) довольно предсказуемо оказались по разные стороны баррикад. Он утверждал, что 139-ФЗ — прекрасный, действенный закон, доказавший с 1 ноября прошлого года свою полезность и эффективность. А я терпеливо ...
...
... но люди под старыми знаменами в редеющих с каждой минутой шеренгах, держались стойко, дрались со спокойным мужеством, повиновались приказам офицеров, которых становилось все меньше,.. пребывали тверды и безмолвны и питали надежду единственно на то, что в смерти снищут уважение врага, ...
Любопытно, как православные (реальные православные, коих, разумеется, хватает) отреагируют на то, что "защиту" РПЦ МП посредством Гостелевиденья ( http://blogs.yandex.ru/search.xml?cat=theme&id=626063&ft=blog&group=2 ) путенское Государство _официально_ решило поручить вот ...