Лилит Мазикина, «Девушка, которая хотела написать книгу о войне».

Об этой книге я слышала ещё в период,
когда Лилит начала её писать и выкладывать главами. Однако я тогда
не стала даже заглядывать, потому что нутром чуяла, что такие вещи
лучше читать целиком, так сказать — залпом. И оказалась права.
Подходя формально, можно сказать, что это фэнтези с этническими и
фольклорными мотивами, и это совершенно ничего не скажет ни о стиле
текста, ни о самой истории.
Начнем с того, что это динамичный, драматичный и полифонический
поток, который временами головокружительно ускоряется, а иногда
наоборот становится глубоким и пугающим, как омут. Это, несомненно,
развлекательная литература, но в лучшем её варианте, поэтому не
стоит ждать «легонького чтива». С первых страниц читатель без
долгих объяснений оказывается прямо посередине действия: посреди
альтернативной истории, альтернативной Европы, последствий
альтернативной, но вполне чудовищной войны.
Однако, история Лизы Дре, девушки,
которая захотела быть сама и написать книгу, это очень добрая
история — несмотря на концентрацию проблем и темную громаду
прошлого, которая стоит у Лизы за спиной и в какой-то момент
начинает сыпаться на неё безжалостным оползнем.
Кто читал более ранние вещи Лилит Мазикиной, те знают, как легко и
умело она обращается с языком. Новая книга ещё лучше прежних!
Ловко, как фокусница, авторка играет настроением читателя, его
фокусом внимания, его глубиной погружения и сопереживанием. Её
персонажи явственно видны, они выступают из текста живыми объемными
фигурами, даже когда портрет набросан едва дюжиной слов. Иногда эта
яркость перерастает в карикатурность, некоторые сцены удивительно
застывают иллюстрацией к самим себе, так что их хочется перечитать
и подивиться на удачную композицию.
Как полагается хорошему фэнтези, «Девушка...» очевидно несет несколько сюжетных и смысловых слоёв, которые выступают на передний план и стушевываются в зависимости от того, чьим взглядом мы смотрим на происходящее. Женщина, сбежавшая от мужа, тирана и насильника. Противостояние разных магических сил, неожиданным образом связанное с политикой и экономикой нескольких стран. Идеологическое противостояние, вдруг связывающее личное (развод, семейное насилие) и общественное (традиции, «скрепы» и шовинизм) — так реалистично, так неудивительно в реальной жизни, но удивительно и верибельно введенное в мистическую, сверхъестественную историю, логично увязанное в единый узел с магией. Отдельный респект авторке — за понятно описанные полицейские и судебные процедуры (и, насколько я знаю, она знает, о чем пишет, не понаслышке, будучи в том числе судебной переводчицей).
Надо признать, главная героиня — Лиза Дре — временами безумно раздражает. Нет, она вовсе не такая недееспособная дурочка, как хотел бы представить её муж, Каспар фон Мореншильд. Куда более сложная и жуткая фигура, чем кажется поначалу, когда мы видим его внутренним взором Лизы. Внутренний взор туда смотреть не хочет, отворачивается и заслоняется, поэтому явление Каспара в сюжете неприятно поражает и даже пугает. Да, семейное насилие — это страшно, это страшнее, чем типично фэнтезийные «жутики» мистической составляющей сюжета. От кровищи и ритуальных убийств можно абстрагироваться; от опасности, которую некоторые мужчины представляют для своих жен, никуда не деться.
Так вот, Лиза, хотя и достойна
всякого сочувствия, раздражет. Это отличная ловушка, в которую
почти невозможно не попасть. Это хорошо прописанная «самавиновата»,
в которую вляпываешься, даже читая через фем-оптику и со всей душой
к Лизе. Невероятно, думаешь ты, как можно быть настолько
беспомощной! Практически несведущей, неспособной к быту,
простодушной и по-детски хитрящей одновременно. Трусливой,
рассеянной и легкомысленной. КАК ТЫ ВООБЩЕ СБЕЖАЛА, хочется
заорать, черт побери, каким ветром тебя вообще донесло до «самого
безопасного города Европы»! И это не изменится на протяжении всей
книги... почти. Лиза попадает впросак, Лиза ищет защиты, Лиза
теряется от ужаса...
Лиза пишет книгу, учится жить, выступает в суде и общается с
людьми. Делает невероятное количество дел, с которыми не
сталкивалась раньше. Каждая маленькая победа одновременно комична и
невероятно трогательна. За Лизу радуешься, хотя одновременно и
удивляешься — да что тут такого-то, боже.
Лиза победит, хотя мы расстаёмся с ней накануне решающей схватки,
но в том, что Лиза победит, сомнений нет никаких. Лиза очень
изменилась за время, проведенное в Лужицкой республике. Финал
застаёт нас совершенно неподготовленными, расслабленными, в халате
и тапках. Ты ещё кофе не допила, а Лиза уже отвернулась и пошла
дальше, держа в руках свою судьбу.
Вампиры, магия, мировое господство... (почти (с)) - для меня
никакая самая виртуозно прописанная мистика и магия не стала бы
таким источником высокого напряжения, как судьба Лизы Дре,
поэтессы, женщины.
Кажется, я могла бы трындеть о
достоинствах этой книги бесконечно: о череде интересных женских
образов; о видах и нравах, так естественно сопровождающих сюжет; об
«этнографических» вставках между главами, о юморе. Останавливаю
себя просто насильно, иначе это будет уже не читательский отзыв, а
беззастенчивая навязчивая реклама.
Но, ей-богу, это вещь прекрасная, увлекательная и очень
своеобразная, и её определено стоит прочитать.
|
</> |