Личное

Если атмосфера исчезает, человек раздувается изнутри и в конце концов лопается.
Подобным образом существует некоторое внутреннее давление человеческой гордыни. В латинском языке гордыня буквально звучит как "раздувание", "распухание".
Мне кажется, что это давление даже не является греховным, как не является болезнью внутреннее давление человека. Оно свойственно личности, как стремление к совершенствованию в пределах установленной меры.
А эта мера как раз устанавливается внешним давлением- т.е. Богом и Его заповедями.
Поэтому как необходимое условие Адамова бытия была сразу поставлена заповедь. Эта заповедь давала границы, меру, до которой должно доходить и успокаиваться внутреннее давление совершенства. А гордыней оно становится, когда пересекает меру.
Тогда давление словно бы исчезает. И тогда человек начинает распухать. Стремление к совершенству, не находя более для себя предела (заповеди Божией), превращается к стремлению к Божественной безконечности. Поскольку же природа человека конечна, то пузырь рано или поздно лопается.
Более того, само дыхание человека обусловлено именно давлением снаружи. нет давления снаружи - человек задохнется. Прекрасно сказано поэтому о Боге, что Он есть дыхание человека. И как только человек преступает заповедь Бога, ему становится нечем дышать.
Поэтому совершенно логично и необходимо предупреждение Адаму "Воньже день вкусиши от плода , смертию умреши". И совершенно истинно сказанное св.Августином и св.Епифанием, что смерть была не во вкушении плода, а в нарушении заповеди.
Адам одновременно задохнулся и лопнул, как только отбросил от себя внешнее давление заповеди Божией, которое удерживало его стремление к совершенству в благой мере- и попал в вакуум собственного самоволия.
Поэтому и нечестивый воспринимает заповеди Божии ,как несвободу и ограничение, а поток своих неисчислимых преступлений- как свободу.
Отсюда Господь, чтобы сдержать нечестивых, которые не хотят повиноваться благой Божией заповеди, предает тиранам и жестоким властям. Их тирания и мучительство создают давление, которое сдерживает ложную божественность, не дают другим людям лопнуть.
Но кто сдерживает распухание тиранов?
Снаружи , очевидно, другие тираны. А еще вечный страх.
Получается, что тираны и мерзавцы при власти ценой своей собственной вечной жизни сдерживают смертельное распухание других людей. Справедливо ли это?
Абсолютно. Ведь они лезли к власти, совершая крайние тяжкие преступления и беззакония.
И получается, что верховная власть для тиранов и мерзавцев - это наказание их за совершенные преступления, а не награда.
Важно и другое - как только человек умом отступает от подчинения Богу и заповедям Христовым и начинает мудрствовать и говорить от себя, он сразу выпадает из жизни и начинает распухать гордыней и в конечном итоге лопнет.
Это делает очевидным то, почему самым важным в духовной жизни святые отцы почитали послушание духовному отцу. Малейшее движение мысли за пределы заповеди Божией приводит к мгновенному распуханию гордыни, которое обратно не запихнешь. А видеть волю Божию и подчинять ей свой ум непосредственно могут только достигшие высоких степеней. Поэтому новоначальным монахам так важно иметь духовного отца, воля которого создает давление, вводящее инока в пределы Божией заповеди.
Поэтому и мирянам духовный отец не столь нужен, потому что их воля стесняется многими волями, отсутствующими в монастыре - не только волей начальства на работе и волей иерархии светской, но и волей супруга в первую очередь.
Ведь апостол Павел говорил что лучше быть безбрачным, поскольку безбрачная печется угодить Богу - имеет давление воли Божией. А брачная печется угодить мужу - это хуже, но не зло, а добро. Давление воли мужа заменяет давление воли Божией, будучи само ограничено волей Божией (глава жены - муж, а глава мужу -Христос)