Лёзов об Александре Мене.
christ_vs_judai — 10.05.2010 Я отношусь к деятельности Александра Меня без большого энтузиазма, но, на мой взгляд, статья Лёзова нехороша. С одной стороны Лезов как бы восхищается Менем, с другой, не упускает возможности исподтишка укусить его. «Личный успех Александра Меня парадоксальным образом соединился с публичным провалом. Иначе говоря, общественно значимые результаты его деятельности не соответствуют его незаурядной энергии, его дарованиям, его (пусть посмертной) славе». Мень, по Лезову, претендовал быть реформатором Церкви, более того, «в наших условиях верность Церкви предполагает волю к реформам. Желание сохранить статус-кво означало бы измену делу Церкви, которой грозит превращение в этнографический заповедник». Этот пассаж неясен и сомнителен. Если смысл реформы заключен в переходе на григорианский календарь, в русификации богослужебного языка, в разрушении канонической дисциплины Церкви, то подобная реформа пагубна для Православия.Нулевыми оценивает Лезов результаты жизни о. Александра, как церковно-политического деятеля; его духовные дети оказались людьми ничтожными; его «богословие» не нашло продолжения.
Главное в статье Лезова - отношение Александра Меня к соплеменникам. Мень утверждал, что "еврей-христианин не только не перестает быть евреем, но еще глубже начинает понимать смысл духовного призвания своего народа". Это как бы в русле общепринятого в еврейском обществе представления, что даже отступник еврей всегда остается евреем. «Еврейская традиция называет таких людей похищенными детьми - "тинокот ше-нишбу" (буквально "дети, которые взяты в плен")». Однако евреи, в отличие от исламистов, прекрасно ассимилируются в иных этносах, и через несколько поколений от их еврейства не остается и следа. Об этом свидетельствуют Евреиновы и Юдины, типичные русские люди с далекими еврейскими корнями.
Что же касается юдофобии, в среде которой, по мнению Лезова, сохраняется традиционный христианский антииудаизм, то это навет. Может быть, какой-то идиот и продолжает мыслить в категориях «они Христа распяли», но из своей тридцатилетней практики пребывания в Церкви я не могу припомнить ни одного такого случая. Да и трудно быть антисемитом, когда с иконостасов русских церквей на тебя взирает вся история древнего Израиля, а его праотцы и пророки есть наши праотцы и пророки. Лезову нужен антисемитизм, как вода, как воздух. Именно в антисемитизме он видит преграду ассимиляции. Что ж, это старый классический способ, декларируемый еще Владимиром Жаботинским и Максом Нордау. Лично для меня православный еврей-ортодокс гораздо ближе какого-нибудь обновленца типа Феогноста Пушкова. Другое дело, когда у истоков современного обновленчества пребывает Александр Мень и его ученики, отцы Александр Борисов, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин, тогда это вызывает суровые нарекание, которые только по недомыслию можно принять за антисемитизм.
Согласно Лезову, главное «преступление» Александра Меня был прозелитизм, обращение в православие "интеллигентных еврейских мальчиков и девочек", дабы они "еще глубже" поняли бы "смысл духовного призвания своего народа". Но, разумеется, обратившийся в Православие еврей перестает быть евреем, ибо нация – это, прежде всего, концентрация вокруг культа. Лезов прав в том, что невозможно «быть православным и одновременно (в некотором религиозном смысле) евреем. Эта идея растлевает человека и означает одновременное предательство и христианства, и еврейства».
Тут надо сказать, что "еврейский вопрос", возникший внутри классического христианства, который исходит из предпосылки, что с приходом Христа историческая роль "старого", "ветхозаветного" Израиля исчерпана, поставлен неверно. Судьба Израиля – тайна. Израиль, как бы закваска, которая движет мир к своему эсхатологическому завершению. В “Послании к римлянам” апостол Павел приоткрывает над ней завесу: “Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Ибо дары и призвания Божии непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их. Так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы”. Я думаю, что Бог любит верность и помилует тех, кто ныне стоит под Стеной Плача.
Таким образом Лезов вместе с классическим христианством неправ, утверждая, что последнее не видело в евреях субъекта истории. Кроме того, мимоходом он делает донос, утверждая, что покровители Меня из числа консервативно ориентированных католиков, помогали ему в печатании книг. Это отдельный католический интерес, использовать православного священника в экуменических целях.
Однако я солидарен с Лезовым в следующем: нельзя сидеть на двух стульях. Мень пытался быть православным и остаться евреем, это ему не удалось. Надо сказать, что быть евреем весьма непросто. Хочу напомнить слова Бенгуриона: «Еврей живущий вне Израиля, живет во грехе». Я был в Израиле, где у меня много друзей и знакомых. Страна героическая в прямом смысле этого слова. Первые переселенцы – вообще герои. За 60 лет в каменистой пустыне возник город-сад. Но люди живут трудно, работы нет, бьются за каждый шекель. Встречал таксистов, глубоких стариков, которым давно пора сидеть дома. Немало нищих. Одним словом, не рай. Но люди доброжелательны, живут, любят свою страну и не пребывают во грехе. Я так понимаю, если ты еврей, то поезжай в Израиль и раздели со своими братьями все трудности их бытия. Александр Мень был протагонистом всесмешения, которое пагубно и для Православия и для Иудаизма. Его ждала участь святого Себастьяна, православные пронзили его стрелой слева, а евреи справа. Но кто убил его и за что, я не знаю.
P.S. Прошу сообщить, не был ли в окружении Александра Меня человек по имени Игорь.