лейтенант
mi3ch — 27.01.2011В великой полярной гонке за покорение Южного полюса участвовали и японцы. Cнаряжать экспедицию пришлось на добровольные пожертвования, была объявлена национальная подписка, в которой участвовали 10 000 человек. Экспедиция была крайне стеснена в средствах. Полюса планировали достичь на 30 курильских ездовых лайках. Экспедиционным судном стала бывшая рыболовная парусная шхуна. Её обшили железными листами, поставили небольшой паровой двигатель мощностью всего в 18 л.с.
Одним из условий включения в состав экипажа было отсутствие семьи, поскольку никто не мог гарантировать благополучного возвращения. Контракты подписывались кровью. Кандидаты должны были показать умение разгрызать косточку маринованной сливы. Начальник считал, что в Антарктиде, скорее всего, придется есть насквозь промороженную пищу.
Уже первый этап плавания показал, что экспедиция будет очень тяжелой. На экваторе температура в трюмах судна достигла +37°С, испортилась часть крупы и консервов. Особенно страдали от жары собаки - на борту осталась всего одна живая лайка. Суточный рацион воды составлял одну кружку. Капитан был отправлен на родину для сбора недостающих средств и закупки новой партии ездовых собак.
Достигнув Антарктиды отряд из пяти человек направился к Южному полюсу с двадцатидневным запасом провианта. В сутки удавалось проходить не более 15 км. Достигнув 80°05’ ю.ш. на 156°37’з.д., начальник экспедиции Нобу Сирасэ понял, что команда не готова к походу и принял решение возвращаться. Сирасэ дал название достигнутому месту Снежная долина Ямато, поднял японский флаг, и провозгласил открытые земли владениями Японии. В снегу была захоронена капсула с подписями всех 10 000 жертвователей экспедиции.
После возвращения в Японию лейтенант Сирасэ искал средства на выплату жалованья членам команды. Для этого он продал свой дом, судно и всё оборудование, но денег всё равно не хватило. Он выплачивал долги 23 года
via