"Лейтенант" на курсе Леонида Хейфеца

топ 100 блогов pavelrudnev24.06.2011 На смену курсу Каменьковича-Крымова идет в ГИТИСе режиссерско-актерский курс Хейфеца, выходящий в будущем сезона на финишную прямую. Видел у них "Лейтенанта с острова Инишмор" Макдонаха. Спектакль любопытный, живой, будет играться как дипломный с осени. Поставил Александр Суворов, он же играет Донни. Надо сказать, что "Лейтенанту" из всех пьес Макдонаха пока не сильно везло со сценическим воплощением: театру русскому черная, саркастическая комедия, фарс удаются редко, не наш это жанр. Да и проблемы ирландского терроризма, противостояния британскому господству - не самая очевидная вещь для аудитории. Тем не менее, повезло "Лейтенанту" как пьесе для учебной работы: ее довольно много ставили в театральных вузах. Я объясняю это идеальной драматургической структурой "Лейтенанта": в мастерстве композиции Макдонах тут превзошел самого себя. Это пьеса-рондо, пружинистая, дерзкая, с внутренними рифмами, с саспенсом, с пародией и самопародией, в которой каждые 10 минут случается резкий поворот, новая диспозиция, а количество смертей и увечий, пролитой крови так велико, что может уже вызвать только смеховую реакцию. Здесь ирландский терроризм оказывается дешевой пародией на голливудовский блокбастер. Кроме того, применена техника миражной интриги: круговорот событий вызывается исходной коллизией, которой, как выясняется, попросту не было. Конфликтный клубок лопается в финале как мыльный пузырь. И именно в тот момент, когда герои доведены до самой крайней степени отчаяния, превратились в бесчувственных роботов. Эскалация террора, исходной причиной которого оказывается блеф, нуль, нелепица, - тема волнующая, актуальная.
Что, прежде всего, удалось Александру Суворову? Ритм постановки. В тексте сделаны довольно серьезные сокращения - болезненные для переводчика (ну это как-нибудь переживём!), но незаметные для зрителя. "Лейтенанта" в принципе нужно играть чем быстрее, тем лучше - это как пьеса Мольера, если ее притормаживать, уйдет эффект "турбонаддува", энергетики перепалки. А здесь, напротив, сознательно замедленный темпоритм, бессловесные паузы, цель которых - продемонстрировать милую тупость и тугодумие ирландских придурков. В паузах они словно бы осмысливают то, что на самом деле уже всем ясно давным давно. Это такой триумф прокрастинации и медлительности, невключенности мерцающего самосознания. Прекрасная пара Мейрид (Cофья Райзман) и Падрайк. Лейтенанта играет Руслан Братов, как мне сказали, черкес - коренастый, приземистый, со злой ухмылкой, бархатными глазами, ослепительной улыбкой как на рекламе блендамета и опасным темпераментом: долго-долго медлит, чтобы быстро взорваться, накопив и растратив природную злость. Восточный нрав: смотрит ласково, дружелюбно и с улыбкой и довольством зарежет чуть что так, что не заметишь. Самые очаровательные сцены - у Кристи, Брендана и Джоуи. Эти трое превратились в постановке в неразлучных туристов, раздираемых ежесекундными тычками и микроконфликтами. Нервный, рафинированный, молодой Джоуи и тертый калач Кристи, самоуверенный до паранойи. В финале, разумеется, приходит живая кошка, и зритель тут умирает от восторга. Кот был огромный, лохматый и несчастный. Орал как резаный, просился наружу, но потрясающе сыграл сцену: прекратил орать ровно в тот момент, когда на него наставили два пистолета, прижал уши и косился на двоих придурков, решивших прервать череду смертей. И эта правильная, по Станиславскому, оценка кота (только на минуту прекратил орать в самый решающий для себя момент) вызвал взрыв хохота и одобрения. Что, на мой взгляд, неточно? Жалко, что Дейви и Донни не играют тему постоянно повышающегося градуса опьянения - это бы дало двум артистам подробности, детали и более мягкое, постепенное продвижение по роли, а также дополнительные и самые правильные мотивации поступков.

На спектакле встретил актрису Наташу Наумову (помните, прекрасно в "Хламе" играла?) - она окончила ВГИК как режиссер мультимедиа и сделала любопытный фильм про мастерскую Хейфеца - тут процесс образования, цикл практических занятий с инфографикой. Полюбопытствуйте - это интересно для теории режиссуры, в особенности для тех, кто начинает.



ПубЛичное. МоМентальное. s01e01 from Any Toushi on Vimeo.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Давно думаю, сколько чудесной литературы проходит мимо нас лишь потому, что написана она на редких языках, малых народов. Есть ли литература на языке банту? Суахили? Кого мы знаем из словаков?  Македонцев? То же касается и русской литературы для иностранцев. Они знают Толстого, Достоевс ...
В Калужской области пройдёт акция в поддержку Трампа Первый в России пикет в поддержку избранного президента США Дональда Трампа пройдёт в Обнинске Калужской области 19 ноября. Об этом сообщили в администрации города. По словам инициаторов акции, основная цель мероприятия — ...
Ну не могу молчать. Написал вчера пост по текущей ситуации с ковидом и ... полились помои. Люди настолько оторваны от реальной жизни, слепы, темны и необразованны, что диву даёшься. Ну во первых очень многие используют как аргумент площадную брань. Ребята, если что, я лучше вас это ...
Глобализация неизбежно ведет к тоталитаризму в планетарном масштабе. Сторонники глобализации скажут, что она дело хорошее. Усиление всесторонней интеграции государств мира, специализация их экономик, стандартизация различных сфер человеческой деятельности ведет к ускорению ...
Женщины разделяют мужчин на 5 видов - Красивый и богатый (как прынц мой дружок и денег мешок) -зато богатый -зато красивый -зато непьющий -и большинство (все остальные) картина Фабиана Переза Две женщины в бане -Люся, а почему у тебя трусы такие, всего две нитки, они же совсем не ...