ЛЕВИТАНСКОМУ - 100 ЛЕТ

Он очень дорог для меня. И к этой дате написалось эссе о нём, о его особой интонации "проводника" в молчащие глубины души.
НЕВОЛЬНАЯ МОЛИТВА
Может ли голос человека быть драгоценным сам по себе?
Первое, ещё детское, ощущение от стихов Левитанского – сквозь «интеллигентную» оболочку вдруг прорывает древняя энергия заговора, искусство забарматывания ран, исцеления. Ты вслушивался, подчиняясь ритму… А хирург тем временем без анестезии извлёк осколок из тела. Близкий отсвет войны, но ещё глубже – шаманство целителя и проводника.
Казалось бы, несочетаемое: шаманить – и вразумлять, растолковывать, направлять на путь. Но ему удалось. Левитанский вошёл в сознание как чуткий, но непререкаемый наставник, чей авторитет – вне сомнения, хотя он и твердит своё очень тихо, словно нашептывая из глубины сна:
«Всего и надо, что вчитаться, – Боже мой,
Всего и дела, что помедлить над строкою –
Не пролистнуть нетерпеливою рукою,
А задержаться, прочитать и перечесть»
Льдины замерзающего мира в его стихах расталкивает, будто багром, сила личной обращённости к собеседнику, настойчивое взывание от «ты» – к «я». Не стихает неведомо откуда идущий гул утешения. Даже в полной заброшенности и тоске у поэта находятся силы создавать пространство речи для того, кто оставил его в пустыне:
«Дитя мое, моя мука, моё спасенье,
мой вымысел, наважденье, фата-моргана,
синичка в бездонном небе моей пустыни,
молю тебя, как о милости, – возвратись!»
«Синичка в бездонном небе моей пустыни» – эта строка держит всё многоэтажное и сложное стихотворение, как Божья воля – вселенную. Этой малой искорки, крупинки, крохотного зёрнышка оказалось достаточно, чтобы привести в движение почти эпический размах стиха и экстатическую силу молитвы. Особая, удлинённая, как бы удвоенная, строка Левитанского во многих его стихотворениях вновь и вновь возвращает читателя в пустыню – ради того, чтобы вывести из неё. Напоминает и обломки корабля, потерявшиеся в безбрежности моря.
Но реальный масштаб и динамика стихов Левитанского – не море, а упорство речного потока, вынужденного торить себе русло по нехоженой земле. Нитка реки по-своему бесконечна. Её поэт и наматывает на руку, чтобы забросить, словно леску, как можно дальше. Уход на речную глубину, а потом возвратное движение на поверхность, – ритмическая и действенная основа многих стихов Левитанского. Придаёт самому поэту неожиданное сходство с поплавком, полностью зависимым от появления рыбы – и рывка невидимой руки.
«В стихотворенье –
Как в воду,
Как в реку,
Как в море,
Надоевшие рифмы
Как острые рифы,
Минуя,
На волнах одного только ритма
Плавно качаюсь.
Как прекрасны
Его изгибы и повороты,
То нежданно резки,
То почти что неуловимы!
Как свободны и прихотливы чередованья
Этих бурных его аллегро
Или анданте!»
Поэт, погружённый в речь и ведомый её внутренними течениями, сам – без лодочки стихотворных «канонов» – добирается до первоисточника ритма. Это одно из свидетельств бессознательно-библейских корней голоса Левитанского, подсказывающее ряд: речка – купель – крещение – духовное рождение.
Но откуда приходят библейские темы и смыслы к человеку неверующему – осознанно? И почему-то знающему, что слово не родится без отклика.
Благая весть проникает в мир через речь, общение… Рай Левитанского – это разговор, не знающий о времени. Райское состояние – когда понимание предшествует мысли и слову. Оно изначально. Разговор пребудет с «нами» и «вами», и вопреки переменам свяжет разделённые эпохи. Ад для поэта – разлучённость без надежды. Каждый – сам по себе, никто никого не слышит.
Его весть – о голосе, который не стихнет. Почти нет строк, рождённых вне собеседования, не обращённых персонально.
«Ах, друзья мои,
как замечательно было б…»
Но глубинный ритм стиха отрицает обыденную речь («Не поговорили»). Через ритм – выход к космосу, в большое вселенское Время.
«Мы и сами –
круженье космической пыли,
мы малые ритмы Вселенной.
Все планеты и звезды,
трава и цветы,
и пульсация крови,
искусство,
политика,
страсть –
только ритмы,
одни только ритмы.
Такова и поэзия, кстати, –
её стержень, и ось, и основа –
напряжение ритма,
движение речи,
пульсация слова.
Вы, возможно, заметили,
как я легко
обхожусь временами без рифмы,
но без ритма –
о нет, извините,
без ритма всему наступает конец,
это смерть,
ибо только она
существует вне ритма,
и не оттого ли
мы над ней водружаем
свои сокровенные ритмы –
величавые ритмы прощальной молитвы,
колокольного звона
тяжёлые мерные ритмы,
звуки траурных маршей,
написанных
в ритме рыданья»
Строка создаёт будущее, голос длит его. Малый ритм стиха отражает большой ритм исторического, а в перспективе – и космического – разговора.
«И снова будет дождь бродить по саду,
и будет пахнуть сад светло и важно.
А будет это с нами иль не с нами –
по существу, не так уж это важно»
Это история становления своего голоса в пустоте. Нащупывание права на голос – когда он ничем не поддержан, кроме души. Начиная с 1970 года, почти Левитанский не вспоминает в стихах войну и большую историю. Один из его экспериментов – говорить лишь «от себя», изнутри, без опоры на внешнее. Прямым текстом. Как на духу.
«В наше время
демонстраций,
манифестаций,
всевозможных шествий
вижу себя
в одной из колонн
с транспарантом,
на котором начертано
самое моё любимое,
заповедное,
сокровенное,
от которого
дух у меня захватывает –
нет, не названье,
нечто гораздо большее,
чем названье
(жизни? судьбы? пути?),
возглас отчаянья,
крик о помощи,
мольба о помилованье –
это я,
это я, Господи,
Господи,
это я!»
Открытость и доверчивость его стихов – от стремления заново родиться, как в первый день творения. Омыть себя потоками речи, обелить. Седина – не только знак старости, но и символ чистоты, к которой приходишь с годами. И обретаешь, благодаря ей, право обратиться поверх голов современников к будущим собеседникам – из другого времени и поколений:
«Я, побывавший там, где вы не бывали,
я, повидавший то, чего вы не видали,
я, уже т а м стоявший одной ногою,
я говорю вам – жизнь всё равно прекрасна»
Левитанскому удалось через обыденную речь пробиться к первоисточнику молитвы – персональной и первозданной, из первых рук полученной. Не формальной, а идущей из глубины, как раскрытие внутреннего голоса.
Всё же в большинстве стихов Левитанского молитва адресована не Господу, а неведомым людям – когда бы они не жили. Поэтому она естественным образом преображается в мантру, с помощью которой человек гармонизирует собственную глубину.
«Проторенье дороги, евангелье от Сизифа,
неизменное, как моленье и как обряд,
повторенье до, повторенье ре, повторенье мифа,
до-ре-ми-фа-соль одним пальцем сто лет подряд.
И почти незаметное, медленное продвиженье,
передвиженье, медленное, на семь слогов,
на семь музыкальных знаков,
передвиженье
на семь изначальных звуков, на семь шагов,
и восхожденье,
медленное восхожденье,
передвиженье к невидимой той гряде,
где почти не имеет значенья до или после,
и совсем не имеет значенья когда и где,
и дорога в горы,
где каждый виток дороги
чуть выше, чем предыдущий её виток,
и виток дороги – ещё не итог дороги,
но виток дороги важней, чем её итог»
В силах каждого – чтобы внутренняя речь не оборвалась в пустоте и хотя бы издалека была кем-то услышана и подхвачена.
|
</> |