Лев Толстой и Крымнаш
oadam — 25.02.2016По всем раскладам граф Толстой должен был помереть в Крыму зимой 1902 года, в имении графини Паниной в Гаспре, который предприимчивая графиня сдавала как дачу состоятельным лицам. А граф Толстой был очень состоятельным человеком – когда в 1892 году он передал жене дарственную на управление всем своим состоянием, оно оценивалось в 550 тыс. рублей, которые практичная Софья Андреевна лишь увеличивала.
В 1900 году Льву Николаевичу шел 73 год, и его здоровье оставляло желать лучшего – Толстой периодически болел, и мог помереть в любой год, месяц и даже день. Всей читающей России это было небезынтересно, поэтому газеты печатали бюллетени о самочувствии великого писателя.
Именно с целью избежать православные ритуалы намечающихся похорон Толстого, в феврале 1901 года иерархи православной церкви окончательно склонились к мысли о публичном отлучении Толстого от церкви – 24 февраля (ст.ст.) 1901 года было опубликовано «Определение святейшего синода от 20-22 февраля 1901 г. № 557, с посланием верным чадам православныя грекороссийския Церкви о графе Льве Толстом». Что означало погребение Толстого не по православному обряду (без отпущения грехов, священников, отпевания, молитв, свечей, икон, и пр.)
30 июля 1901 года в Ясной Поляне у Толстого наступило очередное ухудшение здоровья, и когда в конце августа оно улучшилось, то по совету врачей писатель поехал лечиться в Крым. Где чуть не загнулся окончательно.
8 сентября 1901 года граф Толстой прибыл в Крым, сняв под дачу имение графини Паниной в Гаспре. И когда пишут про то, что Панина предоставила Толстому своё имение бесплатно, то это неправда – Панина жила со средств, полученных от сдачи в наём своего крымского жилья, и не видела причин чтобы делать для небедного графа Толстого исключение.
До декабря 1901 года Толстой в Крыму на здоровье не жаловался, но к январю занемог – вызванные из Москвы почётные лейб-медики Бертенсон и Щуровский 24 января 1902 года поставили писателю диагноз «плеврит». И посоветовали готовиться к худшему – в то время летальность от воспаления легких была очень высокой, и 73-летний старик не имел никаких надежд на выздоровление.
Было ясно, что поскольку Толстого нельзя хоронить по православному обряду, то его организованные государством похороны невозможны. А провоз тела писателя из Крыма в Москву через всю европейскую часть России, мог вылиться в несанкционированные массовые сборища с политическим содержанием, которые были очень нежелательны и церкви, и властям.
Видимо учитывая настоятельную просьбу из Санкт-Петербурга, семья и приняла решение, что скорое погребение Льва Толстого состоится в Крыму. С этой целью по соседству с имением Паниной был куплен для могилы участок «невцерковлённой» (т.е. неосвященной) земли.
Впрочем, был еще вариант – помириться с церковью. Софья Андреевна в своих записках рассказывает об этих церковных попытках утащить Толстого назад в церковь: «15 февраля, вечером, получила письмо от митрополита Антония, увещевавшего меня убедить Льва Николаевича вернуться к церкви, примириться с церковью и помочь ему умереть христианином».
Но вредный старик с церковью мириться не желал, и вопреки всем ожиданиям не умер. Его здоровье поправилось, и 25 июня 1902 года Лев Толстой покинул Гаспру, прожив после этого еще восемь лет.
Но он не дожил до 1919 года, когда в СССР в газете «Жизнь искусства», в номерах 241-275 с 13 сентября по 23 октября Максим Горький опубликовал заметки о своих крымских встречах с Толстым, и где предыдущую фотографию отфотошопили, зачем-то выкинув оттуда Софью Андреевну.
И напрасно Лев Толстой не умер в 1902 году в Крыму – тогда он был бы похоронен на крымской земле, внеся тем самым еще одно стеклышко в мозаику российской сакральности Крыма. Но помимо этого геополитического вывода, в этой истории есть и напутствие потомкам: когда тебе за 70, то не стоит сидеть на холодных осенних крымских камнях. Даже если твоя задница, это задница великого русского писателя…
|
</> |
https://bit.ly/2T5QaQT
Инстаграм от Сапыча. Как зарабатывать 200000 р по-разному!
Гарантия возврата денег.