Летний Львов
stilo — 29.12.2010 Вот сразу, с первого взгляда - мой город. А таких в мире не больше десяти, среди них и Таллинн, и Барселона, и Сен-Мало. Ну и еще несколько, не считая родного СПб и любимого Парижа, где живу. У моих городов простой признак - идешь по улице и вдруг ловишь себя на том, что непроизвольно слегка улыбаешься, такое поле у города, такие волны.Чудесный Львов, где с первого шага - хорошо, радостно, ярко. Где добрые люди и старинные камни, вкусная еда и хорошие знакомства. Город, где все получается легко, где что ни назовешь - все сразу сбывается, где друзья, и загадки, и хорошие приключения, и запах кофе. А из его окон кричат мое имя, так, что постоянно оборачиваешься - да это ж город меня зовет. Ну вот так выходит, антрофоморфность, как смех без причины - признак меня.
Это был уже второй мой Львов, (а первый здесь), мы снова встретились. И опять - хорошо. И опять - все про него врут наемные пропагандоны. Очень внимательно смотрела вокруг, но так нигде и не увидела пресловутых "ужасов львовского метро". А ведь по-украински я знаю только здрастье и спасибо-пожалуйста, да и то с акцентом.
Желающим спорить, ругаться и опровергать заранее сообщаю - таков был мой индивидуальный взгляд, таким мне увиделся Львов. Красота в глазах смотрящего, другие могут увидеть другое.
Ну, в общем, смотрите сами:
Львовский пейзаж
монахиня и парень с телефоном
Внутри кафе их снимал фотограф, это гости на свадьбе. Ну а я случайно - снаружи, с улицы. Фотографировать снимаемых бывает забавно.
Рынок. Бабушки застеснялись моей камеры, но я им сказала, что снимаю только их красивые продукты. Был сезон черники, чуть в стороне ягоды продавал мальчик лет 14-и. Спросила у него - ты сам собирал? А он мне показал черные пальцы. Молодец - рано встал, набрал ягод. Купила черники, но не стала его фотографировать, чтоб не смущать.
А вот тут - кусочек львовской мистики. Шла по улице и рассказывала любимой питерской подруге Веронике про Мон-Сен-Мишель и про золотую статую святого Михаила на шпиле. Подняла глаза - да вот он, Сен-Мишель, на львовском доме. Все сбывается, что ни назовешь:
это Рома, лучший сапожник Львова, добрый и веселый. За 1 евро починил мне босоножку так, что еще долго вспоминала его добрым словом:
Гуляла по Львову и думала - в чем же загадка и отличие города, почему он так поражает? В конце концов, в Европе полно старинных уютных городков, с крепостными башнями, с парками и с Ар нуво. Ну да, удивительно, что в старом европейском городе можно общаться с людьми на родном русском языке, слушать понятный украинский, там готовят еду, знакомую с детства, да и человеческие проблемы понятны - мы сами через это проходили.
Но во Львове что-то еще, неуловимое, спокойное, радостное. Что же?
Нашла. Очень точно сформулировал журналист и аналитик abaunov:
"Это здоровое общество сел и небольших и средних городов, не испорченное политической корректностью и отменой национальных границ. В тяжелые 90-е население большинства областей Украины уменьшилось на 10% примерно процентов, а западных почти не изменилось. Рожали детей. До самых 90-х Западная Украина была главным поставщиком молодых священников для РПЦ: позднее присоединение к СССР сохранило тамошнюю церковь (кроме униатской) и деревню.
Это Европа, какой она когда-то была. В самой Европе такой Европы уже нет, может где-нибудь в восточной Польше или Румынии. В остальных местах «Евробарометр» показывает крутое падение уважения к традиционной триаде: религия, нация, семья.
Европа изменилась с тех пор как от нее — перед войной 70 лет назад, — СССР отрезал Западную Украину. Тогда Европа ходила в церковь, рожала детей, гордилась своей нацией и не доверяла другим, .... и от Испании до Польши голосовала за своего Тягнибока. Оторванная от нее Западная Украина, вопреки советскому давлению, как могла, сохраняла свою европейскую идентичность. А Европа ее не сохранила и стала другой. Теперь западные украинцы хотят обратно в Европу, которой больше нет. Западная Украина — несомненно Европа, но это Европа 70-летней давности".
Вот оно, слово найденО - это реликтовая Европа. Где "Травиата" - это изумительная опера, а не пляски голозадых роботов с мясорубками по надувным матрасам, как в новой Европе. Старинная страна, где ремесленники, крестьяне, повара работают честно, где много детишек на улицах, а храмы полны. И нет тотальной политкорректуры мозга, нет агрессии и ощущения опасности на улицах. Удивительный мир, живой музей старой Европы с ментальностью Belle époque.
Мы часто находим эту чудесную реликтовую страну, где еще нет морального релятивизма, путешествуя по городкам и деревням французской провинции.
Прогресс, прогресс, культ прогресса... "Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?" А она, оказывается, была хороша, эта консервативная старая Европа.
гамбургер
старинный монастырь
Ресторан «Криївка», он же - музей вооруженного сопротивления западенцев совку.
Схемы "крiвок", подземных укрытий украинских партизан. Видимо, документальные, из архивов.
съемка снимающей
две монахини
брейк-данс
афиша оперного театра
Мне во Львове еще и везло на людей. Вот, подошла к театральной афише, выбрать, что послушать в Оперном театре. О репертуаре со мной заговорил пожилой элегантный мужчина, причем на великолепном старинном русском, на таком, каким говорят потомки белых эмигрантов. Оказалось, что он оперный баритон, 50 лет проработавший во львовском театре. Рассказал мне историю знаменитой певицы Соломии Крушельницкой, имя которой присвоили театру.
бедная Соломия Крушельницкая
Пожилой артист рассказал, что европейская карьера ее началась со случайности - перед самой премьерой заболела оперная дива, на замену срочно выпустили никому не известную юную украинскую певицу. Которая так спела "Чио-Чио-Сан", что опера прогремела на всю Европу и осталась в репертуаре многих театров. А в 1938 году знаменитая Саломея приехала из Италии во Львов, ухаживать за больной сестрой. "И тут пришел Освободитель", - иронично сказал рассказчик.
В Вики излагается так:
"После присоединения в ноябре 1939 года Западной Украины к СССР, новая власть национализировала дом артистки во Львове, оставив ей только четырёхкомнатную квартиру, в которой она жила с сестрой Анной. Во время немецкой оккупации Львова С. Крушельницкая очень бедствовала, поэтому давала частные уроки вокала.
В послевоенный период С. Крушельницкая начала работать во Львовской государственной консерватории им. Н. В. Лысенко. Однако её преподавательская деятельность едва начавшись, чуть было не закончилась. Во время «чистки кадров от националистических элементов» ей инкриминировали отсутствие консерваторского диплома. Позднее диплом был найден в фондах городского исторического музея.
Живя и преподавая в Советском Союзе, Саломея Амвросиевна, несмотря на многочисленные обращения, долгое время не могла получить советское гражданство, оставаясь подданной Италии. Наконец, написав заявление о передаче своей итальянской виллы и всего имущества советскому государству, Крушельницкая стала гражданкой СССР. Виллу тут же продали, компенсировав владелице мизерную часть от её стоимости".
лестница театра
дебютантки в ложе
купол Оперы
Эту нарядную пару я все пыталась снять в антракте "Травиаты" - настоящая театральная публика, девушка в перчатках и с очаровательной сумочкой, юноша с бабочкой. Но они каждый раз улыбались и отворачивались. Я попросила разрешения их сфотографировать, но они сказали, что не стоит - они стесняются, ведь девушка... с сигаретой!
А я вспомнила рассказ одного старого львовянина, о том, как в самом начале 20 века в городе приключился скандал, даже попавший в газеты - по тому самому бульвару, где стоит оперный театр, шла элегантная дама в большой шляпе и при всех(!) на улице(!) курила пахитоску.
прелестная виолончелистка
Ох, какая красивая была "Травиата" во львовском оперном! Такая радость и праздник бывали только в детстве, когда бабушка водила меня на классические оперы в Мариинском. Настоящая, костюмная, изумительная Травиата, в таких декорациях, какие, наверное, и представлял себе Верди в 19-м веке.
С хорошим оркестром, с голосами, которые к третьему акту распелись так, что зал начал плакать, а я в антракте выбежала на улицу и купила цветы для артистов.
Мы ведь в Париже совсем перестали ходить в оперу, потому что это невозможно, хочется зажмуриться и не глядеть на сцену, а только слушать. Постмодернизм все сожрал, хрустя костями, декорациями и костюмами.
Последним моим опытом в Опера Гарнье был "Макбет", с лучшими голосами мира. Но режиссер решил обрядить певцов в пиджаки, а в финале бедный Макбет и вовсе пел (изумительно пел!) в рубашке и в трусах, стоя на четвереньках на столе. Спасибо, нет.
"Наш папа поет в хоре, а скоро будет петь партию Альфреда":
Публика во львовской Опере замечательная. Потому что билеты очень дорогие - по 12 евро в первые ряды. (В Париже билет на безобразие - около 200 евро). При львовских зарплатах под 100 долларов, только настоящий любитель Верди может выделить из бюджета такую большую часть на классику.
город контрастов - вечерние платья
мистическая роспись в Армянской церкви - святой Иоанн
золотая Византия - армянская церковь. Мне рассказали, что во Львове родился и первые шесть лет прожил Армен Джигарханян. Оказывается, он пожертвовал изрядную сумму на реставрацию Армянской церкви, сейчас на его пожертвования ведутся большие работы. Без шума и рекламы. Достойно.
Ну, может быть, возле собора материализовалось львовское привидение. Хотя, возможно, и дым от сигареты.
кареты и лошадки на проспекте Свободы
фонарь Ар нуво
Возле церкви, на улице, профессиональный хор замечательно пел религиозные гимны. Это встречали пожилого кардинала с очень добрым лицом и с одной рукой, а вместо второй протез. Верующие очень ему радовались, мне было не подойти, портрет не получился. Но, по-моему, видно, что он добрый:
атлант и витраж - бывшее львовское казино, куда нас с Вероникой пустили поснимать в выходной:
резная лестница казино
резьба:
Данте, окно, купол
Киевлянин Владимир Адольфович Нестеренко назвал Львов "европейский город, населенный колхозниками", но я с писателем не соглашусь. Львовяне - европейцы. Очень бедные, замученные проблемами и тяжелой работой, немножко провинциальные, но - европейцы. И Западная Украина однозначно Европа, а не Азия. Есть много мелких признаков, по которым это определяется. Это и спокойная воспитанность людей на улицах, достоинство, отсутствие немотивированной агрессии. Не валяются пьяные на улицах, я вообще не видела пьяных. Нет ненависти людей друг к другу, страна-семья.
Да даже это - добрые собаки и вежливые водители, пропускающие пешеходов. А собак европейцы не зверят для нападений, потому они и не рычат на прохожих.
Ну вот, про добрых львовских собак, на балконе болонка-хризантема:
сенбернар потягивается
черная собачка из окна. Так хотела пообщаться, что мы убежали, боясь, что она выпадет.
и еще розовый шарпей:
друидский лес по дороге к Высокому замку
самая высокая точка Львова
цветочница из 19-го века
решетка со львом
Разнообразных львов во Львове так много, что всех и не переснимать. В этот раз на проезжавшем трамвае мелькнула надпись против безбилетников, не успела ее снять: "Львовяне не зайцы, а львы!"
решетка замка во французском стиле
мне захотелось назвать дом "французская ферма". Тоже Ар нуво
В самолете домой меня спрашивали львовские девушки, похож ли их Львов на Париж. Нет, не похож, только отдельными зданиями. Но зато общим контуром, цветом, зеленью, архитектурой - Львов похож на Ниццу. Наверное, потому, что оба города застраивались целыми кварталами примерно в одно время, во второй половине 19- в начале 20-го века. Если бы Львов еще так же обиходить, как Ниццу...
Они у меня были рядом по времени, Львов и Ницца, так совпало, что получилось их сравнить по свежим впечатлениям.
Одна из самых древних церквей Львова
А кто ж тогда герой?
решетка - монахи
витражные светильники в кафе "Вероника". Ну как было туда не зайти с петербурженкой Вероникой? Торты там абсолютно фантастические.
объявление про флешмоб
городские укрепления, мельничное колесо и реклама
Галстучное дерево. Это не стручки на ветках, это висят мужские галстуки. Не знаю, почему, загадка.
балкон Ар нуво
деревянные торцы мостовой
крепостная стена, в точности, как в Таллинне
Улица и церковь, чем-то неуловимо похожие на "Московский дворик" Поленова:
итальянский дворик
тоже как будто Италия - двор с башней
печальные рыцари
витражное окно
Ну и - девушки Ар нуво. Разные.
Вот свирепые девы. Они кричат, пожалуй, даже орут с фасада. Никогда таких не видела.
девы - украинские поселянки
хмурые девы
дева-воительница
мрачные девы
ироничные девы
улыбчивая дева
и сардонический фавн, похожий на нашего знакомого, Кирилла Кристофанелли:
потолок с вутами
и изразцовый пол, но уже в другом доме
площадь Рынок
ну вот и все. Но я к тебе вернусь, Львов!
|
</> |