«Леону» — 30 лет:

топ 100 блогов vitas191708.10.2024

как фильм с Жаном Рено и юной Натали Портман не стал хитом, но оказался классикой

Картина Люка Бессона отмечает юбилей.

«Леону» — 30 лет:

«Леон». Фото: кадр из фильма

В сентябре фильму французского режиссера Люка Бессона «Леон», ставшему одной из культовых картин 1990-х, исполнилось 30 лет. Картина, в Соединенных Штатах более известная как «Профессионал», рассказывает историю наемного убийцы с мягким сердцем, неожиданно для себя самого трансформировавшегося в опекуна и наставника 12-летней Матильды, семью которой убили коррумпированные полицейские.

Идею ленты Бессон вынашивал довольно долго. Фигура на первый взгляд холодного и отстраненного, но в душе мягкого профессионального киллера появилась еще в картине «Никита» (1990), где именно Жан Рено исполнил эпизодическую роль наемника по имени Виктор. Персонаж оказался настолько ярким, что Бессон решил развить его в отдельном фильме.

В «Леоне» герой Рено приобрел новое измерение. Из машины для убийств, если и рефлексирующей, то редко и нехотя, он превратился в человека с твердой моралью, как бы странно это ни звучало применительно к киллеру. И маленькая девочка, которую Леон защищает, оказалась едва ли не идеальным катализатором его истинного характера.

Вообще, Бессон взялся за «Леона» почти случайно: постановщик планировал снимать крупный голливудский проект «Пятый элемент», однако из-за задержек с подготовкой съемок у режиссера освободилось время. Решив не простаивать в ожидании, Бессон договорился со студией быстро состряпать небольшой фильм с минимальным бюджетом. Это и стало основой для «Леона».

«Леону» — 30 лет:

«Леон». Фото: кадр из фильма

Препродакшена и прочей подготовки было минимум. Сценарий Бессон написал буквально на коленке, а актерам предоставили полную свободу творчества.

Кстати, об актерах. Едва ли не ключевую роль в успехе картины сыграл кастинг. Жана Рено в проект пригласили сразу, как только Бессон дописал первый драфт сценария. Актер моментально понял своего персонажа, добавил в него нотки уязвимости и наивности. Буквально сроднился с ним и пронес эту связь через все этапы съемок.

Ключевой же фигурой стала Матильда. Выбор актрисы на эту роль занял целый год. Причем Натали Портман забраковали одной из первых — когда она пришла на пробы, ей было всего 10 лет. Никто из кандидаток Бессону не понравился. А потом он, словно по наитию, вдруг решил вновь пересмотреть записи первых дней кастинга. И попросил еще раз вызвать Портман. Та явилась, на дворе был март 1993 года. Бессон решил сразу проверить, насколько быстро девочка может вжиться в образ. Он знал, что она — единственный ребенок в семье, и сказал ей: «Представь, что всю твою семью убили, но тебе жаль лишь своего младшего брата». Портман моментально разрыдалась. И получила первую в жизни роль в большом кино.

Что касается Гэри Олдмана, сыгравшего безумного полицейского Нормана Стэнсфилда, то ему Бессон дал всеобъемлющую свободу в создании образа — еще даже большую, чем остальным актерам. Олдман, привыкший к менее эксцентричным ролям, но давно мечтавший о подобном шансе, разошелся по максимуму. Его герой исполнен непредсказуемости и ужаса — эдакая предтеча нолановского Джокера. Впоследствии Олдман признавался, что, играя Стэнсфилда, начинал бояться сам себя.

«Леону» — 30 лет:

«Леон». Фото: кадр из фильма

Съемки «Леона» проходили в Нью-Йорке и Париже, что позволило создать уникальный визуальный стиль картины, сочетающий урбанистические пейзажи американского мегаполиса и европейскую утонченность. Экшен-сцены намеренно отодвинули на второй план. Бессон хотел сделать основной акцент на взаимодействии персонажей и их эмоциональных переживаниях. Известный своим перфекционизмом постановщик лично контролировал почти все аспекты съемок, начиная от постановки кадров и заканчивая подбором музыки. И это при том, что лента с самого начала задумывалась как камерная драма, призванная лишь заполнить паузу перед началом производства «Пятого элемента». Но в процессе Бессон не на шутку увлекся.

Фильм был снят всего за 90 дней. Команда работала четко и слаженно, выбор локаций был минималистичен, а все детали, которые могли отвлекать зрителя от основной сюжетной линии, режиссером безжалостно отсекались. И это сработало. С «Леоном» у Бессона получилось очень сфокусированное, центростремительное кино, которое пролетает, словно трехминутный клип, несмотря на хронометраж в 2 часа 10 минут. По-американски событийное, по-европейски интеллигентное. И по-бессоновски стильное.

Во Франции «Леон» вышел на экраны 14 сентября 1994 года. Реакция критиков была… смешанной. Почти все хвалили ленту за оригинальность и эмоциональную глубину. Многие отмечали нестандартный подход Бессона к жанру криминальной драмы. Некоторые же писали, что хоть этот подход и в чем-то оригинален, в основе своей «Леон» — довольно банальная история, а выделяет ее только не по годам убедительная актерская игра Натали Портман.

Публика тоже в целом была благосклонна. За время проката «Леон» заработал 45 миллионов долларов при бюджете в 16 миллионов. Не обошлось, правда, без небольшого скандала. Американскую версию картины урезали на 25 минут — из нее, в частности, пропал эпизод, в котором Леон и Матильда лежат в кровати и говорят о сексе. Этот факт, впрочем, лишь подтверждает известный тезис о том, что в США на экране могут показать любой уровень насилия, но очень нехотя пропускают эротику, в то время как в Европе ситуация диаметрально противоположная.

«Леону» — 30 лет:

«Леон». Фото: кадр из фильма

К слову, в первой версии сценария между главными персонажами все же предполагалась интимная близость, но родители Портман ожидаемо возмутились и потребовали внести в текст изменения. Бессон поворчал, но согласился.

Нельзя сказать, что «Леон» получил всемирное признание. У него нет ни одной престижной награды, лишь семь номинаций на премию «Сезар». Но культовым фильм все же стал. Пусть и не в самых широких кругах. Скажем, в США о нем быстро забыли и сегодня уже едва ли вспоминают. А вот в Европе и в Азии картину по-прежнему пересматривают.

«Леон» получил статус классики неонуара. Присмотритесь — и вы с легкостью заметите отзвуки этого фильма в том же «Драйве» или «Джоне Уике». Для Портман лента послужила отправной точкой международной карьеры, для Рено — кульминацией его сотрудничества с Бессоном.

Важнейшее наследие «Леона» — это его способность вызвать у зрителя сострадание к персонажам, которых общество обычно воспринимает как маргиналов. Бессон сумел рассказать уникальную историю о том, как любовь и дружба могут возникнуть в самых неожиданных местах. И как даже самые жестокие люди порой способны на самопожертвование.

Михаил Константинов 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пожалуй, построенному в Литве пять лет назад плавучему терминалу сжиженного газа (LNG) нужно сменить название. Его, конечно, не случайно назвали «Независимость», потому что строился он для ослабления зависимости Европы от российского газа. Однако сейчас литовский терминал ...
Вглядитесь в эту ряху. Стараюсь не переходить на личности, но этот не тот случай. Вглядитесь, даже если вы далеки от политики и происходящего. Просто прочитайте это и выскажите свое мнение Перед Вами депутат ультраправой партии "Свобода" Андрей Ильенко. Чем же он привлек внимание? Д ...
Не знаю, как они справляются с этим ужасом... Не знаю, как будут жить дальше наши политики, военные, разведка, с чувством вины, и как удастся договориться с совестью - и удастся ли? Левые не меняются и продолжают токовать - знакомо. Они не меняются, переубедить нереально. ...
Европейцы не хотят потерять российский рынок. Примером может служить молниеносное решение финской компании Valio. В октябре она запустила контрактное производство молока и сливок под своим брендом на заводе "Галактика" в Ленинградской области. Решение было принято в связи с запретом на вво ...
Актеры: Майкл Трукко, Тори Киттлз, Томас Кречманн, Джулианна Мур, Джейсон Батлер Харнер, Энзо Силенти, Николас Кейдж, Хосе Суньига, Джим Бивер, Джессика Бил Режиссеры: Ли Тамахори Название: Пророк - Next Жанр кинокартины: фантастика, ...