«Леону» — 30 лет:
vitas1917 — 08.10.2024как фильм с Жаном Рено и юной Натали Портман не стал хитом, но оказался классикой
Картина Люка Бессона отмечает юбилей.
«Леон». Фото: кадр из фильма
В сентябре фильму французского режиссера Люка Бессона «Леон», ставшему одной из культовых картин 1990-х, исполнилось 30 лет. Картина, в Соединенных Штатах более известная как «Профессионал», рассказывает историю наемного убийцы с мягким сердцем, неожиданно для себя самого трансформировавшегося в опекуна и наставника 12-летней Матильды, семью которой убили коррумпированные полицейские.
Идею ленты Бессон вынашивал довольно долго. Фигура на первый взгляд холодного и отстраненного, но в душе мягкого профессионального киллера появилась еще в картине «Никита» (1990), где именно Жан Рено исполнил эпизодическую роль наемника по имени Виктор. Персонаж оказался настолько ярким, что Бессон решил развить его в отдельном фильме.
В «Леоне» герой Рено приобрел новое измерение. Из машины для убийств, если и рефлексирующей, то редко и нехотя, он превратился в человека с твердой моралью, как бы странно это ни звучало применительно к киллеру. И маленькая девочка, которую Леон защищает, оказалась едва ли не идеальным катализатором его истинного характера.
Вообще, Бессон взялся за «Леона» почти случайно: постановщик планировал снимать крупный голливудский проект «Пятый элемент», однако из-за задержек с подготовкой съемок у режиссера освободилось время. Решив не простаивать в ожидании, Бессон договорился со студией быстро состряпать небольшой фильм с минимальным бюджетом. Это и стало основой для «Леона».
«Леон». Фото: кадр из фильма
Препродакшена и прочей подготовки было минимум. Сценарий Бессон написал буквально на коленке, а актерам предоставили полную свободу творчества.
Кстати, об актерах. Едва ли не ключевую роль в успехе картины сыграл кастинг. Жана Рено в проект пригласили сразу, как только Бессон дописал первый драфт сценария. Актер моментально понял своего персонажа, добавил в него нотки уязвимости и наивности. Буквально сроднился с ним и пронес эту связь через все этапы съемок.
Ключевой же фигурой стала Матильда. Выбор актрисы на эту роль занял целый год. Причем Натали Портман забраковали одной из первых — когда она пришла на пробы, ей было всего 10 лет. Никто из кандидаток Бессону не понравился. А потом он, словно по наитию, вдруг решил вновь пересмотреть записи первых дней кастинга. И попросил еще раз вызвать Портман. Та явилась, на дворе был март 1993 года. Бессон решил сразу проверить, насколько быстро девочка может вжиться в образ. Он знал, что она — единственный ребенок в семье, и сказал ей: «Представь, что всю твою семью убили, но тебе жаль лишь своего младшего брата». Портман моментально разрыдалась. И получила первую в жизни роль в большом кино.
Что касается Гэри Олдмана, сыгравшего безумного полицейского Нормана Стэнсфилда, то ему Бессон дал всеобъемлющую свободу в создании образа — еще даже большую, чем остальным актерам. Олдман, привыкший к менее эксцентричным ролям, но давно мечтавший о подобном шансе, разошелся по максимуму. Его герой исполнен непредсказуемости и ужаса — эдакая предтеча нолановского Джокера. Впоследствии Олдман признавался, что, играя Стэнсфилда, начинал бояться сам себя.
«Леон». Фото: кадр из фильма
Съемки «Леона» проходили в Нью-Йорке и Париже, что позволило создать уникальный визуальный стиль картины, сочетающий урбанистические пейзажи американского мегаполиса и европейскую утонченность. Экшен-сцены намеренно отодвинули на второй план. Бессон хотел сделать основной акцент на взаимодействии персонажей и их эмоциональных переживаниях. Известный своим перфекционизмом постановщик лично контролировал почти все аспекты съемок, начиная от постановки кадров и заканчивая подбором музыки. И это при том, что лента с самого начала задумывалась как камерная драма, призванная лишь заполнить паузу перед началом производства «Пятого элемента». Но в процессе Бессон не на шутку увлекся.
Фильм был снят всего за 90 дней. Команда работала четко и слаженно, выбор локаций был минималистичен, а все детали, которые могли отвлекать зрителя от основной сюжетной линии, режиссером безжалостно отсекались. И это сработало. С «Леоном» у Бессона получилось очень сфокусированное, центростремительное кино, которое пролетает, словно трехминутный клип, несмотря на хронометраж в 2 часа 10 минут. По-американски событийное, по-европейски интеллигентное. И по-бессоновски стильное.
Во Франции «Леон» вышел на экраны 14 сентября 1994 года. Реакция критиков была… смешанной. Почти все хвалили ленту за оригинальность и эмоциональную глубину. Многие отмечали нестандартный подход Бессона к жанру криминальной драмы. Некоторые же писали, что хоть этот подход и в чем-то оригинален, в основе своей «Леон» — довольно банальная история, а выделяет ее только не по годам убедительная актерская игра Натали Портман.
Публика тоже в целом была благосклонна. За время проката «Леон» заработал 45 миллионов долларов при бюджете в 16 миллионов. Не обошлось, правда, без небольшого скандала. Американскую версию картины урезали на 25 минут — из нее, в частности, пропал эпизод, в котором Леон и Матильда лежат в кровати и говорят о сексе. Этот факт, впрочем, лишь подтверждает известный тезис о том, что в США на экране могут показать любой уровень насилия, но очень нехотя пропускают эротику, в то время как в Европе ситуация диаметрально противоположная.
«Леон». Фото: кадр из фильма
К слову, в первой версии сценария между главными персонажами все же предполагалась интимная близость, но родители Портман ожидаемо возмутились и потребовали внести в текст изменения. Бессон поворчал, но согласился.
Нельзя сказать, что «Леон» получил всемирное признание. У него нет ни одной престижной награды, лишь семь номинаций на премию «Сезар». Но культовым фильм все же стал. Пусть и не в самых широких кругах. Скажем, в США о нем быстро забыли и сегодня уже едва ли вспоминают. А вот в Европе и в Азии картину по-прежнему пересматривают.
«Леон» получил статус классики неонуара. Присмотритесь — и вы с легкостью заметите отзвуки этого фильма в том же «Драйве» или «Джоне Уике». Для Портман лента послужила отправной точкой международной карьеры, для Рено — кульминацией его сотрудничества с Бессоном.
Важнейшее наследие «Леона» — это его способность вызвать у зрителя сострадание к персонажам, которых общество обычно воспринимает как маргиналов. Бессон сумел рассказать уникальную историю о том, как любовь и дружба могут возникнуть в самых неожиданных местах. И как даже самые жестокие люди порой способны на самопожертвование.