Леонардо 2

Не художник
Про Леонардо надо
помнить, что он не хотел быть художником. Потому-то и осталось от
него так мало картин и фресок, зато дошло так много заметок,
записных книжек, черновиков и прочего, к живописи не
относящегося.
Есть хороший пример – нанимаясь на работу к Лодовику Моро, Леонардо
написал письмо (до нас дошел черновик), где перечислил свои
умения.
№ 1 Леонардо
Черновик письма к Моро 1482 или 1483, Codice
Atlantico, f. 1082r.
Biblioteca Ambrosiana, Milan.
«Мой Самый Прославленный Господин,
Увидев и обдумав достижения всех, кто числит себя мастерами и изобретателями орудий войны, и заметив, что конструкция и действие названных орудий ничем не отличаются от самых обычных, я постараюсь, без того, чтобы опорочить кого бы то ни было, показать Вашему Превосходительству и раскрыть все мои секреты, а затем предоставить их в Ваше полное распоряжение, и, когда понадобится, привести в действие все то, что отчасти кратко перечислено ниже:
1. У меня есть планы для очень легких, прочных и легко переносимых мостов, с которыми можно преследовать, или иногда убегать от врага, а также других, прочных и неуничтожимых ни огнем, ни в сражении, легко и удобно поднимаемых и опускаемых на место. Также средства сжигания и уничтожения противников
2. Я знаю, как во время осады отводить воду из рвов и как сделать бессчетное количество мостов, щитов, подъемных лестниц и других приспособлений, необходимых для такого предприятия.
3. Также, если при осаде невозможна бомбардировка либо из-за крутизны склона, либо из-за расположения, у меня есть способы, чтобы разрушить любую крепость, если только она не стоит на скале или чем-нибудь подобном.
4. Я знаю, как построить разные пушки, удобные и легко переносимые, с помощью которых можно забрасывать неприятеля мелкими камнями почти как градом; дым же от выстрелов повергнет врагов в ужас из-за разрушений и хаоса.
9. Для войны на море, у меня есть образцы многих орудий, очень подходящих как для атаки, так и для обороны, и судов, которые выдержат огонь всех самых тяжелых пушек с порохом и дымом.
5. Кроме того, у меня есть средства добраться до места назначения через подкопы и тайные извилистые проходы, которые строятся абсолютно бесшумно, даже если идут подо рвами или любой рекой.
6. Еще я сделаю закрытые повозки, безопасные и неуязвимые, которые разорвут ряды врагов и их артиллерии, и не сыщется самой великой армии, чтоб устояла перед прорывом. Невредимая же пехота сможет беспрепятственно следовать за ними.
7. Также, если возникнет необходимость, я изготовлю пушки, мортиры и легкие орудия очень красивые и функциональные, совершенно необычные.
8. В местах, где стрельба из пушек непригодна, я построю катапульты, патереллы и требушеты и другие удивительно эффективные машину, которые не всем известны. Короче говоря, согласно самым разным обстоятельствам, я сделаю без числа орудий для атаки и обороны.
10. Полагаю, что в мирное время я смогу удовлетворить любые требования в области архитектуры, постройки как общественных, так и частных зданий, проведения воды из одного места в другое, и что сделаю это не хуже кого бы то ни было.
Также я могу делать скульптуру из мрамора, бронзы и глины. Точно так же и в живописи я могу делать все и буду не хуже любого другого, кем бы он ни был.
Кроме того, я мог бы начать работу над бронзовым конем, чтобы обессмертить славу и вечное достоинство светлой памяти Его Светлости Вашего отца и прославленного дома Сфорца.
И если что-либо из упомянутого выше покажется кому-нибудь невозможным или невыполнимым, я готов продемонстрировать им это в вашем парке или в любом другом месте, какое будет угодно Вашему Превосходительству, которому я вручаю себя со всем возможным смирением.»
Меня письмо впечатляет: во-первых,
маленькие мальчики именно так играют в войну, во-вторых, какая
самонадеянность у человека, любые затеи которого почти никогда не
доводились до конца, а когда доводились, то чаще всего
заканчивались неудачей. Живопись не упомянута в пронумерованном
списке умений, которыми Леонардо надеялся соблазнить Лодовико
Сфорца, а словно нехотя дописана в самом низу.
При этом найти себе выгодные живописные заказы Леонардо всегда смог
бы. Если же представить, что НИКТО в Италии не был заинтересован в
его картинах, то надо ВСЮ историю итальянского высокого Ренессанса
переписать заново.
Но список не главная улика. Отсутствие картин – главная. От
Леонардо осталось 13.000 страниц
манускриптов, а живописи почти нет. Леонардо умер в 67 лет. Сколько
картин он сделал за полвека жизни? Получается одна картина за год
или два. Словом, не живопись была главным его занятием.
Отсутствие работ у Леонардо не похоже на ловкий ход признаных
гениев, которые считают, что несделанная и скрытая ото всех работа
принесет им денег/славы больше, чем законченная и предъявленная.
Там продвигается мысль, что они (гении) настолько небесны, что
просто не могут закончить свой шедевр в несовершенных условиях
материальности дольнего мира («Африка» Петрарки, «Шинель»
Норштейна). Отличается Леонардо и от тех талантов, которые
проектируют заведомо невозможное, чтобы сетовать (молча или в
голос) на несовершенство нашей техники (или общества, или чего
другого). Таким был архитектор Леду. Все же Леонардо был не из
первых и не из вторых, а просто от живописи бегал.
Интересно еще, что публика в равной степени готова восхищаться и
существующими шедеврами, и несуществующими.
Современным специалистам по Леонардо, которые в
большинстве своем искусствоведы, от всей этой истории кисло.
Неловко писать про гения живописи, который художником быть не хотел
и своего добился!
|
</> |