Лекция Романа Григорьева: "Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры"

топ 100 блогов shi_ra25.11.2025 Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

С подачи Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры in_es побывала на лекции Романа Григорьева об Альбрехте Дюрере, как выдающемся мастере гравюры эпохи Северного Возрождения. Записываю свой конспект.
Впервые в истории западно-европейского искусства появился художник, работавший в четырех разных техниках и в столь разных жанрах и сотворивший настоящую революции в искусстве гравюры. Большинство гравёров в те времена происходили из семей ювелиров и мастеров оружейного дела. Дюрер же не был ни тем ни другим.
Для начала напишу о различиях между гравюрой по дереву и двумя видами гравировки по металлу: офорте и высокой гравюре.
В гравировке по дереву (ксилографии) углубления остаются белыми, а краской окрашивается всё что вырезано.
В гравировке по металлу краска из углублений выдавливается на бумагу. В офорте используется кислотное травление для создания углублений в металле, причем линии рисунка процарапывают на защитном лаке. Офортная игла раскрывает медь, а кислота разъедает металл там где игла вошла в лак. Высокая же гравюра подразумевает механическое прорезание линий резцом.
В силу всех этих различий хорошему ксилографу нужно быть очень аккуратным. Ему не нужно обладать творческими навыками, а лишь мастерством и аккуратностью. Поэтому есть прекрасные гравёры которые вообще не были художниками.
Чтобы уметь работать с офортной иглой достаточно уметь рисовать. С высокой же гравюрой по металлу всё наоборот - тут важно правильно и точно вырезать по металлу, ведь каждая линия будет видна. Поэтому искусству высокой гравировки мастера учились по два года - нужна особая сила чтобы вводить резец в металл. И Дюрер был первым из европейцев, научившийся этому. Также он поднял ксилографию на уровень настоящего искусства.

Альбрехту Дюреру помогли в этом не только талант, но и большое везение. Он попал к владельцу типографии в Нюрнберге - Антону Кобергеру, который выпустил "Книгу хроник" Хартмана Шеделя (1493 г.) - иллюстрированную хронику библейской истории от сотворения мира. Книга эта содержала 642 ксилографии - просто неслыханное количество для тех времён. Эти иллюстрации к тому же прекрасно сохранились, ведь бумага в те времена была намного лучшего качества, она была из льна и конопли и ещё совсем не содержала хлопка.
У Кобергера Альбрехт Дюрер научился искусству ксилографии.

Примеры гравюр из "Книги хроник":
Панорама Нюрнберга

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Ещё иллюстрация из книги Кобергера:

"Самсон несущий на плечах ворота от города Газа"

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Резцовая гравюра по меди
Во времена Дюрера художники не сидели на одном месте, они постоянно путешествовали, совершенствуя своё мастерство. И Дюрер едет в Кольмар к Мартину Шонгауэру (1448-1491 гг.) учиться гравировать по меди. Шонгауэр был большим мастером гравюры по меди. Даже сам Микеланджело написал свою картину "Мучения святого Антония" по мотивам гравюры Шонгауэра.

Примеры гравюр Мартина Шонгауэра:

Самая нежная гравюра тех лет в Европе - "Дева неразумная", 1470-80 гг.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

"Искушение св. Антония", 1475 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

А это "Мучения святого Антония" Микеланджело, 1487-9 гг.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

"Смерть Девы Марии" - гравюра Мартина Шонгауэра, вклеенная в библию Ханса Плока, 1550 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

От Мартина Шонгауэра Дюрер продолжает путь в Швейцарию, к брату Мартина - Георгу.
И так появляются гравюры к книге Себастьяна Бранта "Корабль дураков", но до сих пор существуют сомнения в авторстве этих гравюр.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Затем Дюрер едет в Италию, где в частности знакомится с творчеством Андреа Мантеньи и даже делает копию гравюры последнего.

Альбрехт Дюрер, копия гравюры "Вакханалия с Силеном" Мантеньи, 1494 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Оригинал Мантеньи, 1494 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Дюрер возвращается в Нюрнберг, где как раз разражается эпидемия чумы 1494 года. И он уезжает обратно в Италию, оставив дома молодую жену и снабдив ее своими гравюрами на продажу. Женился Альбрехт Дюрер 7 июля 1494 г.

Альбрехт Дюрер, "Моя Агнесс", 1494 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Жена служила ему моделью для многих его работ.

Альбрехт Дюрер, "Портрет женщины" (Агнес Дюрер), 1497 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

В 1498 г. Антон Кобергер выпускает иллюстрированный "Апокалипсис", и в нём 15 ксилографий Дюрера, созданных им в 1496—1498 гг. после первого путешествия в Италию, и иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова. Мастерство Дюрера так поразительно, что с тех пор он становится самым знаменитым гравёром в Европе. А имя Альбрехта Дюрера теперь навеки связано с его "Апокалипсисом". Но что интересно, так и не установлено кто резал доски для его гравюр.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Альбрехт Дюрер, "Четыре всадника Апокалипсиса", 1497—8 гг.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Дюрер совершенствует своё мастерство и переносит гравюру с металла на дерево. Но ведь это практически невозможно. Гравировка по дереву более грубая и бороздки будут намного шире, чем на металле. Именно за это своё потрясающее мастерство Дюрер мгновенно и прославился.

Альбрехт Дюрер, "Самсон раздирающий пасть льву", 1497-98 гг.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Можно сравнить "Самсона" Дюрера с "Самсоном" известного гравёра того времени Исраэля ван Мекенена. Разница невероятная

Исраэль ван Мекенен, "Самсон раздирающий пасть льву", 1475 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Ещё ксилографии Дюрера:
Альбрехт Дюрер, "Мученичество св. Екатерины", 1498 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Гравюры в экслибрисе Михаэля Бехайма (Michael Beheim). Михаэль Бехайм (или Бехам) - первоначально ткач, затем солдат, затем странствующий поэт и певец из современной немецкой земли Баден-Вюртемберг. убит. Сочинял пессимистические сатирические, автобиографические, политические и исторические поэмы, басни, религиозные песни и т.д.

Альбрехт Дюрер, "Герб Михаэля Бехайма", 1520 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Альбрехт Дюрер, "Носорог", 1515 г. Дюрер никогда не видел носорогов. Ему прислали рисунок индийского носорога, которого подарили португальскому королю. Носорог Дюрера закован в латы, художник наделил его изогнутым рогом на спине, чешуйчатыми ногами и зазубренным гребнем на спине. Однако несмотря на все эти анатомические неточности, гравюра получила такую известность и популярность, что её печатали чуть ли не 250 лет! Сначала в Германии, а около 1620 года оригинальную доску с носорогом купил издатель и гравёр Хендрик Хондиус из Гааги и продолжал печатать гравюры. И до конца 30-х годов XX века изображение Дюрера фигурировало в немецких школьных учебниках как достоверное изображение носорога!

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Высокая гравюра
1504 г. - манифест нового искусства гравюры в Северной Европе. Дюрер создает свой первый шедевр в технике резцовой гравюры на металле - "Адам и Ева" (1504 г.), причем будучи очень набожным человеком, он начинает вставлять образы греческих богов в Библию. Например на гравюре "Адам и Ева" по сути изображены Аполлон и Венера.

Альбрехт Дюрер, "Адам и Ева", 1504 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Обратите внимание, что Дюрер подписывал свои гравюры "Альбрехт Дюрер Норикус", что указывало на то, что он делал их на экспорт. Ведь иначе бы ему не нужно было указывать откуда он - в Нюрнберге его и так все знали.

В 1513—1514 гг. Дюрер создает три свои самые выдающиеся гравюры на меди, вошедшие в историю искусства под названием "Мастерские гравюры": "Рыцарь, смерть и дьявол", "Святой Иероним в келье" и "Меланхолия". Эти произведения выполненны с поистине виртуозной техникой, а изображенные на них символы и атрибуты до сих пор представляют загадку для искусствоведов.

Альбрехт Дюрер, "Рыцарь, смерть и дьявол" 1513 г. - тут изображён рыцарь на коне, рядом с ним смерть, позади дьявол, а на заднем плане замок.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Альбрехт Дюрер, "Святой Иероним в келье", 1514 г. - первая гравюра где есть полная гомогенность между объектами. На гравюре изображён сидящий за столом человек, а спереди лежат животные.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Альбрехт Дюрер, "Меланхолия", 1514 г. Считается, что это автопортрет. Однако это предположение совершенно не сочетается с характером Дюрера. К тому же на картине столько всяких предметов и загадок: и летучая мышь с плакатом "Маланхолия", и магический квадрат на стене, и спящая собака, и куча всякого барахла. Люди пишут целые диссертации по расшифровке этой гравюры, и до сих пор нет целостной интерпретации этой картины.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Офорты на стали:
На офортах по стали использовали кислоту, и больше всего гравюрой по стали занимались оружейных дел мастера, поэтому чаще всего эти гравюры встречаются на доспехах.

Урс Граф, "Ландскнехт сидящий", 1513 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Дюрер, "Большая пушка", 1518 г.

Лекция Романа Григорьева: Альбрехт Дюрер - высокое искусство гравюры

Сухая игла - ещё одна техника в которой работал Дюрер. Линия в этой технике не такая плавная как при использовании резца, а более рваная.
Есть работа Дюрера "Св. Иероним" 1522 г., исполненная с технике сухой иглы, но я ее не нашла. Надо отметить, что это лишь эксперимент Дюрера в этой технике, дальше по этому пути он не пошёл. Зато через 150 лет Рембрандт развил эту технику.

В заключение надо сказать, что Альбрехт Дюрер совершил настоящую революции в искусстве гравюры. Благодаря ему искусство гравюры стало искусством чёрного и белого, а ведь до Дюрера это было искусством раскраски. Вот что писал об Альбрехте Дюрере известный нюрнбергский юрист Кристоф Шейрль (1481—1522), познакомившийся с ним в Болонье в 1506 году.

Можно было бы упомянуть много превосходных нюрнбержцев, отличившихся в науках, красноречии, мудрости, изобретательности, искусствах, архитектуре, военном деле... Впрочем, что бы я мог сказать о нюрнбержце Альбрехте Дюрере? По общему мнению, ему в наше время принадлежит первое место как в живописи, так и в скульптуре. Когда недавно он вновь прибыл в Италию, художники Венеции и Болоньи приветствовали его, отчасти при моем посредстве в качестве переводчика, как второго Апеллеса.
Подобно тому, как Зевксис, по свидетельству Плиния в 10-й главе 35-й книги, обманул птиц написанными им ягодами, Паррасий же, в свою очередь, обманул Зевксиса написанным им занавесом, так мой Дюрер обманул собаку. А именно, известно, что однажды, когда он написал при помощи зеркала свой собственный портрет и поставил еще свежую картину на солнце, его собачка, как раз бежавшая мимо, лизнула его, полагая, что она наскочила на своего господина (ибо только собаки, по свидетельству того же Плиния, знают свои имена и узнают своего господина, даже если он появляется совсем неожиданно). И я могу засвидетельствовать, что еще по сей день виднеется след от этого. Как часто, кроме того, пытались служанки стереть старательно написанную им паутину! И есть еще много других свидетельств его божественного гения. Живущие в Венеции немцы рассказывают, что им была создана совершеннейшая во всем городе картина, в которой он с таким сходством изобразил цезаря, что казалось, ему недостает только дыхания. Три его картины украшают также церковь всех святых в Виттенберге возле алтаря. Этими тремя произведениями он мог бы соревноваться с Апеллесом.
И подобно этому древнему художнику, которому, как и вообще всем образованным людям, был присущ веселый нрав, наш Альбрехт также весел, дружелюбен, услужлив и в высшей степени справедлив, за что его весьма ценят превосходнейшие мужи, и особенно любит его сверх всякой меры, как брата, Вилибальд Пиркгеймер, человек в высшей степени сведущий в греческом и латинском, выдающийся оратор, советник и полководец.
(“Книжечка в похвалу Германии" (“Libelleus de laudibus Germaniae"), Leipzig, 1508 г.)

А вот как отзывался о мастерстве Альбрехта Дюрера великий философ Эразм Роттердамский:
Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера — гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству.
Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. И все это передает он черными точнейшими штрихами…

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
       При написании статьи преследовалось несколько целей – рассказать о концентрации огромных природных богатства на территории нашей страны, которые всегда были предметом зависти стран с развитыми экономиками, напомнить о том, что ...
...что блогеры не чужды литературе - ох, не чужды! Они щедро пересыпают свои тексты всякими речевыми красивостями, не скрывая дарованных талантов. Иной раз не удержать восхищение в пределах приличия, и сегодня победитель в категории "Я, блин, новый Толстой" - топ-блогер "пси-тати": ...
Вчера Захарка Прилепин сокрушался , никто из режиссеров не хочет связываться со съемками фильмов о Домбабве. Понимаю, настоящий художник не станет марать свое имя с грязью , которую несет агрессия и оккупация. Захарка перебирает режиссеров "с именем" Называет Охлобыстина ( ...
14 мая в Москве в Белом зале Геологического музея им. В. И. Вернадского состоялось ...
У меня сейчас четырехлетний в использовании xiaomi redmi note 9s. Я всё сетовал,что самсунг камерой получше. И что фото самсунг делает посочнее, детали проработаннее, и прочие радости. Но. Я решил взять ксяоми следующим аппаратом. Не знаю пока когда, какой. К Д.Р. своему. Вот пример ...