Легкий крейсер «Чунцин»

Хоть я и не хотел в рассказах о китайском флоте переступать за 1945 год, раз уж имеется справочный материал по последнему китайскому крейсеру - почему бы его не представить здесь. Напомню, что однажды у нас с Дмитрием Киселёвым по нему целая статья выходила, тут же будет предельно лаконично.

«Аурора» («Aurora») заложена на казенной верфи в Портсмуте 23 июля 1935 г., спущена на воду 20 августа 1936 г., вошла в состав Королевского флота 12 ноября 1937 г.
Конструктивно крейсера типа «Аретьюза» представляли собой уменьшенный вариант типа «Леандер», но с эшелонным расположением силовой установки и двухтрубным силуэтом, тремя башнями главного калибра и чуть более тонкой броней. При постройке широко использовалась сварка – в итоге реальное водоизмещение крейсеров оказалось более чем на 200 т меньше проектного.
Схема бронирования повторяла прототип. Отсеки силовой установки прикрывались 57-мм поясом (на 12,7-мм подкладке) и 25-мм палубой. Погреба имели «коробчатое» бронирование: зарядные защищались с бортов 76-мм броней на 19-мм подкладке (у погребов кормовой башни – 12,7-мм подкладка); сверху, спереди и сзади – 50-мм; снарядные имели всего 25-мм защиту. Рулевой привод прикрывала 25-мм палуба со скосами. Откровенно слабой выглядела лишь защита артиллерии: 25 мм у башен и всего 19 мм у барбетов. На броню приходилось 618 т (11,8% стандартного водоизмещения), и в целом она обеспечивала защиту только от артиллерии эсминцев.
Номенклатура вооружения соответствовала предыдущим типам британских крейсеров. Главный калибр состоял из шести 152-мм/50 орудий Mk.XXIII в трех башенных установках Mk.XXI. Такое орудие весило чуть более 7 т и вело огонь 50,8-кг снарядами на дальность до 23 300 м. Установки Mk.XXI имели максимальный угол возвышения стволов 60º в надежде на использование для зенитной стрельбы, но в данном качестве оказались неэффективными. Система управления огнем главного калибра включала главный директор с 15-футовым (4,57 м) дальномером и резервный 12-футовый (3,66 м) дальномер.
Зенитное вооружение «Ауроры» изначально включало четыре спаренных 102-мм орудия Mk.XVI в установках Mk.XIX (вес снаряда 15,88 кг, дальность стрельбы 18 150 м, досягаемость по высоте 11 800 м). Для управления огнем служили два зенитных директора HACS Mk.IV.
Торпедное вооружение включало два трехтрубных 533-мм аппарата без запасных торпед. Поскольку «Аврора» достраивалась как флагманский корабль командующего эсминцами Флота метрополии, то отличалась от остальных крейсеров серии отсутствием катапульты, на месте которой располагались дополнительные помещения для штаба.
Силовая установка включала в себя четыре турбозубчатых агрегата Парсонса с одной ступенью редуцирования и четыре трехколлекторных паровых котла Адмиралтейского типа. Котлы и турбины стояли попарно в двух котельных и двух машинных отделениях, причем в носовом котельном отделении котлы располагались побортно, а в кормовом – тандемом. Для обеспечения корабля паром на стоянке имелся вспомогательный котел.
По проекту, крейсера данного типа должны были развивать скорость 32,25 уз при неполной нагрузке и на 1 узел меньше в полном грузу. К моменту передачи китайскому флоту скорость корабля наверняка снизилась, однако достоверных сведений об этом не имеется.
В годы войны крейсер неоднократно модернизировался, и к концу 1945 г. его полное водоизмещение увеличилось до 7300 т, а малокалиберная зенитная артиллерия состояла из двух четырехствольных 40-мм/40 автоматов «пом-пом» и восьми 20-мм/70 автоматов «Эрликон». Кроме того, крейсер нес вполне современный набор радиоэлектронного вооружения: РЛС обнаружения воздушных целей тип 281, РЛС управления огнем главного калибра тип 284 (на директоре главного калибра) и две РЛС управления зенитным огнем тип 285 (на зенитных директорах).
Договоренность о передаче крейсера гоминьданскому флоту была достигнута в ноябре 1945 г., однако официальная церемония передачи состоялась 19 мая 1948 г. в Портсмуте. Корабль получил наименование «Чунцин» (重庆). Прибыл в Китай летом 1948 г.
Осенью 1948 – зимой 1949 года участвовал в боевых действиях против сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в устье Янцзы. 25 февраля 1949 г. поднял красный флаг и на следующий день прибыл в порт Яньтай, где перешел на сторону НОАК. 17-19 марта 1949 г. тяжело поврежден бомбардировщиками В-24 гоминьданских ВВС в порту Хулудао (4 погибших) и 20 марта 1949 г. затоплен там экипажем.
В мае 1951 года поднят советскими спасателями, но не восстановлен ввиду высокой стоимости работ. 27 октября 1959 г. переоборудован в самоходную плавбазу аварийно-спасательной службы в Шанхае и переименован в «Хуанхэ», с 1964 года использовался как плавказарма персонала морских буровых платформ в Тяньцзыне и переименован в «Бэйцзин». Разобран на металл в начале 1990-х годов.
Тактико-технические характеристики:

"Чунцин" под китайским флагом в Сингапуре во время перехода из Европы, 1948 год
![ЧÑнÑин в поÑÑÑ Ð¥ÑлÑдао 1949 [2].jpg ЧÑнÑин в поÑÑÑ Ð¥ÑлÑдао 1949 [2].jpg](/images/main/legkiy-kreyser-chuncin-16d100.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1392329/1392329_600.jpg)
![ЧÑнÑин в поÑÑÑ Ð¥ÑлÑдао 1949 [1].jpg ЧÑнÑин в поÑÑÑ Ð¥ÑлÑдао 1949 [1].jpg](/images/main/legkiy-kreyser-chuncin-981136.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1392067/1392067_600.jpg)
"Чунцин", потопленный авиацией в порту Хулудао, 1949 год
|
</> |